В рамках Международных Рождественских чтений Преосвященнейший епископ Симон принял участие в научной конференции и открытии выставки, приуроченных к 100-летию начала политики расказачивания

г. Москва

В Москве в Российском государственном архиве социально-политической истории состоялись научная конференция «Казачество в гражданской войне. Уроки истории. К 100-летию начала политики расказачивания» и открытие одноименной выставки документов.

Этими мероприятиями открылась работа казачьего направления XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: cвобода и ответственность».

Организаторами событий в РГАСПИ стали Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Российский государственный архив социально-политической истории при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Работу научной конференции возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Ведущий – директор РГАСПИ Андрей Константинович Сорокин.

Казачество представляли атаман ВКО «Волжское казачье войско» Ю.А.Иванов; первый заместитель атамана ВКО «Центральное казачье войско» Г.Н.Сидорин; заместитель атамана ВКО «Центральное казачье войско» по финансово-экономической деятельности Д.Г.Дмитриенко; помощник атамана ВКО «Центральное казачье войско» Ю.Е.Коршунов; заместитель войскового атамана ВКО «Волжское казачье войско», член Постоянной профильной Комиссии по взаимодействию с РПЦ в составе при Президенте РФ по делам казачества от ВВКО, глава городского округа Самара (1997-2006 гг.) Г.С.Лиманский, почти 100 казаков из ВКО и общественных объединений казачества.

Среди участников – 82 руководителя епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством, 42 казачьих духовника, а также представители научно-образовательного сообщества, средств массовой информации; казачьего класса имени атамана Платова школы №2121 г. Москвы, студенты ВУЗов, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Всего участвовало около 300 человек.

Репрессии, обрушившиеся на казачество после октябрьского переворота, были ответом не на «народные выступления», а явились целенаправленной политикой террора для наведения «страха и религиозного ужаса» в самом народе, – так охарактеризовал задуманную расправу Лев Троцкий. Любовь к Отечеству, Государю, вере Православной, консерватизм взглядов, свободолюбие, грамотность казаков неотвратимо приближали время столкновений, взаимной ярости, подавления большевиками любого инакомыслия, уничтожения «контрреволюционного сословия». В дни 100-летия начала политики расказачивания в РГАСПИ шел разговор об истоках и последствиях, многообразии и противоречиях этого трагического процесса в российской истории.

Открывая конференцию, директор РГАСПИ А.К.Сорокин сказал: «На совместных с Синодальным комитетом мероприятиях мы продолжаем размышлять о причинах размаха Гражданской войны, разделившей наш народ на две непримиримые стороны. Казачество также было разделено этим жестоким временем. Едва ли не самые трагические страницы той поры связаны с процессом, который позднее будет назван «расказачиванием», а день 24 января 1919 года навсегда останется в истории России одним из явственных символов насильственного разрыва ее исторического пути. 100-летие начала политики расказачивания стало причиной сегодняшнего разговора ученых и священнослужителей, всех, кому дорого восстановление исторической правды. И я благодарен митрополиту Кириллу за сотрудничество, объединившее в XXI веке науку, Церковь и казачество в самых благих целях».

В своем выступлении митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл подчеркнул: «Мы обязаны уважать память о жертвах большевиков. И мы помним о них, передавая свои знания молодому поколению казаков. Вместе с восстановлением исторической правды мы должны задуматься о прощении, избавиться от негативных чувств, от очередных разделений и междуусобиц по  политическим мотивам. Прощая, мы усваиваем самый главный урок жизни – только в любви и милосердии, рассуждении и мудрости Господь сберегает народ, души каждого, кто оступился либо под влиянием умелых агитаторов впал в легковерие или фанатично служил партийным вождям новой России. Отказавшись от Бога, участники гражданского противостояния, в конце концов, выбрали путь гибели, изгнания, утрат, общественного порицания. Шальная спираль истории с ее богоборчеством, кровожадностью и мстительностью не должна повториться».

«Я предлагаю анализировать «расказачивание» с точки зрения военной антропологии, которая позволяет рассматривать этот процесс на междисциплинарном уровне», – предложил д.и.н., профессор Южного федерального университета А.И.Агафонов. Он подробно разъяснил понятийный аппарат и существующие методологические подходы в  изучении проблематики расказачивания. Кроме того, он коснулся темы расказачивания как совокупности военно-политических и противоправных действий, антигуманных решений по отношению к населению собственной страны, несогласному с политикой ВКП(б) в условиях Гражданской войны.

Эпиграфом к докладу «Черные доски Кубани» протоиерея Георгия Иванькова, руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Ейской епархии, стали слова известного большевистского деятеля Н.И.Бухарина: «Пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи». Священник рассказал о формах уничтожения традиционного уклада жителей России, в частности, о голодоморе, имевшем место на Кубани в 30-ые годы прошлого столетия и отразившемся, например, в народном фольклоре. Его собственное исполнение «смертной колыбельной» произвело сильное эмоциональное впечатление на слушателей.

К.и.н. Н.И.Булгакова выступила с докладом, написанным совместно с Т.А.Невской, д.и.н., профессором Северо-Кавказского федерального университета. Сообщение было посвящено аспектам аграрной политики советской власти как инструменту расказачивания (на примере Ставрополья). Проблема казачества докладчиком изучалась в контексте всех процессов, происходивших на селе Ставрополья в 1920-х – 1930-х гг. В 2003-м ею была защищена кандидатская диссертация «Сельское население Ставрополья во второй половине 20-х – начале 30-х годов XX века: изменения в демографическом, хозяйственном и культурном облике», но политика советской власти и ее последствия для населения в работе отражены с начала 1920-х гг. Материал научной работы стал основой параграфов по соответствующему периоду в учебнике для школ «Казачество в истории Ставрополья. Учебное пособие для учащихся 6–11 классов», изданном в 2015 г.

Сообщение о политике репрессий в отношении амурских казаков сделал игумен Игнатий (Чигвинцев), настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира Благовещенской епархии (Амурская обл., п. Магдагачи).

Юная участница высокого собрания – кадет 5 казачьего класса имени атамана Платова школы №2121 г.Москвы Вероника Родионова выступила с сообщением-презентацией о своих предках по отцовской линии – донских казаках Скачковых, проживавших в станице Островской Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского и перенесших все драматические перипетии политики первых советских лет. Сейчас это территория Даниловского района Волгоградской области. «В центре станицы в 1905 году был построен большой пятикупольный Богоявленский храм с колокольней (он сохранился в наши дни). Перед революцией 1917 года в ней проживали 2 тысячи казаков. В мирное время казаки занимались сельским хозяйством, сеяли пшеницу, рожь, разводили бахчу и тыквы. Военную службу островские казаки проходили в 15, 32 и 49 Донских казачьих полках», – так описала она жизнь дореволюционных казачьих станиц Дона.

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин в докладе «Символизм изгнания донских казаков в контексте большевистской политики расказачивания» отметил: «Символизм событий того времени демонстрировал то, что нашу страну ждали кардинальные перемены, изменявшие не только государственный строй, но и  формы социальной жизни». Большевистская политика не основывалась на христианских догматах, оттого казачество ждала судьба изгнанников и невольников, лишенных Бога и земли, а потом и жизни. Покидание родных куреней становилось символом исхода столпа самодержавия», точкой невозврата к прежним ценностям и традициям.

С новыми фактами и их интерпретацией познакомил участников конференции д.и.н., главный специалист РГАСПИ Я.В.Леонтьев в докладе «Донская советская республика в новых публикациях». Он рассказал о малоизвестном эпизоде тех лет – периоде самостоятельного существования ДСР, который продолжался с 23 марта (н.с.) по 30 сентября 1918 г. В частности, Леонтьев описал свидетельство тех лет, которое спровоцировало взаимную ненависть казаков. «На Пасху, 11 мая 1918 года, на Дону произошла трагедия – казнь белыми казаками своих соплеменников, красных казаков… Именно эта массовая казнь, как считается, послужила причиной начала «красного террора» на Дону. Более того – то, что произошло в хуторе Пономарёве в пасхальные дни 1918 года было одним из первых судилищ своих над своими. Казаки судили казаков. После этой казни были отпущены все тормоза, и началась братоубийственная бойня».

Особый интерес участников научной конференции вызвал доклад д.и.н., главного специалиста РГАСПИ Л.А.Лыковой «Историческая достоверность документов следствия Н.А.Соколова об убийстве Царской семьи».

Один из заочных участников научной конференции – д.и.н., профессор Южного федерального университета В.П.Трут направил текст в Оргкомитет казачьего направления о последствиях масштабного осуществления террористической политики расказачивания в годы Гражданской войны и реализации курса на скрытое расказачивание в последующие периоды советской истории. «Трансформировалось самосознание казачества, его менталитет, основополагающие мировоззренческие принципы людей, культурно-бытовые особенности казачьей жизни и хозяйственный уклад», – таково мнение профессора ЮФУ, с которым нельзя не согласиться.

Подводя итоги выступлений, митрополит Кирилл поблагодарил докладчиков за проведенную глубокую исследовательскую работу. Он также отметил весомое общественно-научное значение проведенных немногим ранее крупных «юбилейных» мероприятий – круглый стол, конференцию и открытие выставок документов, посвященных 100-летию Брусиловского прорыва и 100-летию Всероссийского Поместного Собора. «Все наше сотрудничество с Архивом направлено на то, чтобы казаки, особенного молодые люди, в оценках прошлого и настоящего опирались на факты, документальные источники, выверенные, объективные выводы и размышления», – подчеркнул архиерей Русской Православной Церкви.

По окончании конференции участники приняли участие в церемонии открытия выставки документов. Они познакомились с документами из фондов Российского Государственного архива социально-политической истории, в том числе фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП(б), личных фондов В.И. Ленина, И.В.Сталина, других представителей руководства Советского государства, рассказывающие о становлении и реализации политики  Советского государства по отношению к казачеству, ее ключевых событиях, региональных особенностях. Среди героев выставки – белые и красные. В.И. Ленин, Я.М. Свердлов и Л.Д. Троцкий, А.М. Каледин и Г.М. Семенов, атаманы и казаки, инициаторы трагедии и ее рядовые участники.

Настоящая выставка пополнилась несколькими темами, включая тему политического и духовного значения Поместного Собора Русской Православной Церкви, проведенного в 1917 г. Дополнительно представлены стенды с региональными документами о судьбе казачества в период 1920-х годов. Некоторые документы демонстрируются впервые. Это материалы о выселении станиц терских казаков в 1920-1922 гг. – документы за подписями И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, И.В. Косиора и других партийных деятелей. Представлены в экспозиции материалы, свидетельствующие о реакции казачества на депортацию.

Выставка в РГАСПИ работает по 27 февраля 2019 г., вход свободный.

Справка:

Принятое 24 января 1919 г. постановление Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. Подхватившие эту директиву руководители были готовы идти еще дальше – через отмену лампас и упразднение станиц вплоть до самых крайних мер.

 

26 марта 2014 года в Москве в РГАСПИ, впервые в новейшей истории, по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и РГАСПИ, состоялась научная конференция «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания». Это было крупное событие в летописи соработничества Церкви, казачества и науки, получившее высокую оценку российского общества и медиа. Кроме РГАСПИ, выставка документов была показана в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, других музейных площадках Ставропольского края.


Фотогалерея обновляется

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru

Еще новости