Родионово-Несветайское благочиние

ТРИЗ-педагогика или воспитание творчеством

В июле в храме Святителя Николая Чудотворца сл. Родионово-Несветайская с будущими первоклассниками начались занятия по обучению грамоте, развитию речи и творческого воображения.

На занятиях по обучению грамоте дети учатся выделять звуки в словах, определяя гласные и согласные (твердые и мягкие). Обучение чтению осуществляется в игровой форме по методике известного педагога-новатора В.В. Воскобовича «Складушки». В процессе развития творческого воображения большое внимание уделяется методике ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач).

Обычный человек обходится миллионом нервных клеток мозга из миллиарда возможных. У человека, наделенного талантами, задействованы десятки миллионов нервных клеток. У гениального человека их количество может достигать нескольких сотен миллионов. И если гениальным нужно родиться, то талантливым можно стать при помощи методики ТРИЗ. Талантливый человек может представить себе объект или явление в прошлом и будущем, расчленить его на отдельные составляющие и определить частью чего сам объект является, уменьшать его размеры до нуля и увеличивать до бесконечности, проводить с объектом аналогии и параллели, видеть анти-объект или анти-явление и т.д. ТРИЗ-педагогика в игровой форме способна научить детей дошкольного возраста такому талантливому мышлению. Для творческих занятий подойдут сказки, игры, загадки, картинки, краски, конструктор и даже старые, ненужные вещи.

1). Игра «Хорошо-плохо»

Правила игры: выбирается объект или явление и выясняется, что в нем есть хорошего, а что – плохого. Например, НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА (объект), «+» освещает комнату и «-» может разбиться; «+» украшает комнату и «-» горячая лампочка может обжечь; «+» тяжелая, можно что-либо придавить и «-» если упадет на ногу, то будет больно; «+» можно подставку лампы использовать вместо циркуля и «-» может ударить током; «+» можно разрисовать красками и «-» за эти художества родители могут поругать; «+» удобно работать за столом и «-» нельзя поставить где угодно, так как шнур короткий.

Можно рассмотреть плюсы и минусы таких явлений, как дождь, снег, ветер и т.д.

ДОЖДЬ (явление), «+» после дождя хорошо растут грибы и «-» растут поганки и мухоморы; «+» хорошо бегать под теплым дождем босиком и «-» можно прчить ноги и простудиться; «+» стало не сильно жарко и «-» стало холодно; «+» нет пыли и «-» везде лужи и грязь; «+» дождь бесплатно машину помоет и «-» машины могут друг друга обрызгать грязью достанется и пешеходам; «+» мама меня возьмет на руки и укроет зонтом и «-» у мамы нет с собой зонта и плаща.

ТЕЛЕВИЗОР или КОМПЬЮТЕР, «-» портит зрение и «+» можно купить красивые очки; «-» отбирает много времени и «+» можно отдохнуть от домочадцев и домашних дел; «-» занимает место и «+» украшает комнату; «-

» собирает много пыли и «-» меньше пыли будет в других частях комнаты; «-» потребляет энергию и «+» прост в управлении; «-» можно поссориться из-за него и «+» можно играть и развлекаться.

2). Игра «Да-нетки» развивает творческую и поисковую активность ребенка.

– Я принес(ла) тебе новую книгу сказок, но сначала мы вместе должны найти потерявшегося сказочного героя. Для этого нужно выяснить этот герой живой или нет, где он обитает: на земле, в воде, в небе или под землёй.

Ребенок спрашивает, а взрослый отвечает:

– Он живет на земле?

– Нет (отсекаются из возможных вариантов все люди, звери, птицы).

– Он живет в воде?

– Нет (отсекаются все рыбы, крабы, раки и водоплавающие).

– Он живет под землей?

– Да (конкретизируются на обитателей подземелья).

– У него есть лапки?

– Да (круг вопросов сузился до мышки, крота, суслика, паука).

– Лапок четыре или восемь?

– Четыре (паук отпадает).

– Он хорошо видит?

– Нет.

– Это крот?

– Да.

– Из сказки «Дюймовочка»?

– Да! И вот тебе новая книга с красочными картинками.

3). Придумывание загадок

Например, можно самим составить загадку про СВЕЧУ. Для начала выясняем, что конкретно нам известно про свечу – она горит, светит, дымит, капает и тает.

Начинаем придумывать:

– Горит, но не дрова.

– Светит, но не лампочка.

– Дымит, но не сигарета.

– Капает, но не дождь.

– Тает, но не снег.

ЧТО ЭТО?

Или можно по этому же принципу придумать загадку про АПЕЛЬСИН.

– Круглый, но не мяч.

– Оранжевый, но не морковь.

– Кислый, но не лимон.

– Сладкий, но не сахар.

– Состоит из одинаковых частей, но не конструктор.

ЧТО ЭТО?

Можно пофантазировать про КАСТРЮЛЮ.

– Цилиндрической формы, но не колбаса.

– Есть крышка, но не сундук.

– Есть дно, но не морское.

– Внутри находится еда, но не холодильник.

– Огнеупорна, но не пожарный инвентарь.

– Есть ручки, но не шариковые.

ЧТО ЭТО?

Можно придумать загадку про ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ КОФЕМОЛКУ.

– Жужжит, но не пчела.

– Делит на части, но не нож.

– Кружит, но не карусель.

– Развевает, но не ветер.

– Работает от электричества, но не телевизор.

ЧТО ЭТО?

Для детей подготовительной к школе группы подойдет загадка про МАГНИТ.

– Притягивает, но не взгляд.

– Объединяет, но не цель.

– Связывает, но не веревка.

– Сближает, но не любовь.

– Соединяет металлические предметы, но не кузнец.

ЧТО ЭТО?

4). Игра «Дробилки и объединялки»

Ребенку рассказывается незатейливый сюжет о том, что в нашей жизни есть множество предметов, но никто не задумывается, что их можно разделить на группы. Люди привыкли говорить, что мебель – это диван, кровать, стол, стул, шкаф и т.д. А попробовать разделить предметы по принципу «дробилок и объединялок» никто не пробовал! Например, у нас есть два гнома:

Первый гном – Дробилка. Он любит все предметы, которые что-либо делят и дробят (кофемолка, мясорубка, нож, ножницы, топор и т.д.)

В сказке «Марья-искусница» морской царь с помощью волшебства хотел обмануть Ванечку и разделил Марью-искусницу на несколько одинаковых женщин. Услугами гнома Дробилки пользовались персонажи сказок: «Курочка ряба», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Второй гном – Объединялка. Он любит сдруживать все предметы, а помогают ему в этом обыкновенные вещи (клей, иголка, нитки, спицы, швейная машина, магнит, кастрюля, холодильник, шкаф, шкатулка и т.д.)

По методике ТРИЗ можно развивать у детей воображение, придумывая загадки к словам и путем соединения двух разных слов. Например, есть два слова: гаЛОША и ЛОШАдь. Находим общие два слога и сливаем слова вместе. Получается – ГАЛОШАДЬ.

Детям задается вопрос: в жизни такое встречается? Они начинают подбирать нужные характеристики к словам.

а). Отдельно по слову ГАЛОША: практичная резиновая обувь, предназначенная для плохой дороги и погоды.

б). По слову ЛОШАДЬ: красивое, выносливое, быстрое животное.

в). Соединяем эти характеристики и получаем РЕЗИНОВУЮ ОБУВЬ, предназначенную для быстрой езды – АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ.

Когда объединяют два слова сНЕГ и НЕГр, затем сливают их вместе – СНЕГР и подбирают характеристики, то получается – ЭСКИМО В ШОКОЛАДЕ.

Эти словесные игры-загадки развивают мышление и воображение детей.

5). Интересной является методика ТРИЗ для написания СОЧИНЕНИЯ по картинке

В игровой форме (при помощи «мини камеры») ребенку предлагают фокусировать свое внимание на отдельных фрагментах картинки, а потом соединять это в единое целое. Состоит она из нескольких ШАГОВ:

а). Состав картинки.

б). Связи и взаимодействия между объектами.

в). Характеристики объектов и действий.

г). Пополнение словарного запаса образных характеристик.

д). События предшествующие и последующие.

е). Разные точки зрения.

ж). Составление из уже готовых частей единого целого.

По этой методике можно научить любого ребенка писать сочинения. Жаль, что не все педагоги владеют ТРИЗ. Было бы меньше проблем у школьников и их родителей с русским языком и литературой. Безусловно, занятия с элементами ТРИЗ-педагогики способствуют пробуждению творческого воображения ребенка и помогают взрослым людям взглянуть на окружающий мир иначе: по-детски наивно и креативно!

    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru

Еще новости