О САМОМ ВЫСОКОМ СЛУЖЕНИИ Слово к воспитанникам Саратовской духовной семинарии на начало нового учебного года


Епископ Егорьевский Тихон: Прошу внимательно прочитать это выступление Владыки Лонгина всем нашим семинаристам — как учащимся, так и выпускникам.

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

Сердечно рад приветствовать и поздравить всех вас с началом нового учебного года!

Святитель Филарет Московский как-то сказал: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой». В одной из своих проповедей он напоминает, что неслучайно Господь называл Себя Учителем и Своих последователей — учениками. Христиане призваны учиться — прежде всего, познавать богатство своей веры. Для священника сегодня очень важно быть всесторонне образованным человеком — и для того, чтобы трезво, верно оценивать происходящее в мире, понимая всё во взаимосвязи, и для того, чтобы быть убедительным в проповеди христианства. Если же ты не хочешь учиться, далее говорит святитель, «то ты не ученик и не последователь Христа — не для тебя посланы апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».

Вот почему в начале нового учебного года мы собираемся, в первую очередь, в семинарском храме — молимся о том, чтобы Господь благословил наши предстоящие труды. Затем, тоже по традиции, встречаемся на торжественном акте, где я как ректор обращаюсь к первокурсникам и ко всем воспитанникам, с целью напомнить вам о том, что такое семинария и какие особенности имеет обучение в ней.

Семинария — высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви. Бывает, что поступая в светский вуз, человек еще не осознает, кем он хочет стать: он надеется, что выберет свою специальность позднее — в годы учебы или по ее окончании. Но молодой человек, поступающий в семинарию, как предполагается, уже сделал самый серьезный жизненный выбор и хочет послужить Богу и людям в священном сане.

Служение священника — самое высокое на земле

Служение священника — без преувеличения самое высокое и ответственное дело из тех, что есть на земле. Священник — человек, которому доверено великое дело примирения людей с Богом при совершении церковных таинств, который открывает для них истины Евангелия и двери в жизнь вечную.

Служение священника требует самоотвержения, полной отдачи всех сил человека на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо приложить все усилия и к тому, чтобы хорошо учиться в семинарии. Время, которое вы проведете в стенах духовной школы, вы должны потратить с пользой для того, чтобы приобрести максимальное количество знаний и навыков для предстоящего служения. И речь здесь идет не только об усвоении учебных предметов, как это было бы в любом другом вузе.

Служение священника состоится, если его сердце будет преисполнено любви к Богу и людям — ко всем и каждому, кто встречается на его пути. Священник — это человек, который не может видеть людей, погибающих от глада слышания слова Божия, и который старается донести слово о Христе, благую весть Евангелия до как можно большего числа пасомых. Священник — это человек, способный поделиться своим опытом духовной жизни, опытом богообщения и научить этому других.

Поэтому каждый, кто хотел бы принять сан, в годы учебы должен сознательно и ответственно выбрать в качестве своих приоритетов веру и служение. Нужно осознать реальность духовной жизни, стремиться к богообщению, опыт которого приобретается внимательной внутренней жизнью и регулярным участием в церковных таинствах. Как любил повторять один старый московский священник, известный в советское время духовник протоиерей Сергий Орлов, «главное — настроить душу на евангельский строй». И всё в духовной школе призвано вам в этом помочь — учебные предметы, послушания, проживание в общежитии и даже определенная закрытость семинарии и строгие требования к дисциплине воспитанников. Недаром с древности духовные учебные заведения всегда размещались при монастырях: именно монашеский образ жизни был неким образцом, камертоном, который настраивал на всю последующую жизнь не только монашествующих, но и белое духовенство.

Всё, что вы слышите на лекциях, имеет самое прямое отношение к вашей собственной жизни

И прежде всего мне хотелось бы подчеркнуть вот что. Большинство из тех предметов, которые традиционно изучают в духовных школах, говорят о взаимоотношениях Бога и человека, а значит — о спасении. Поэтому всё, что вы слышите на лекциях, читаете в книгах, имеет самое прямое отношение к вашей собственной жизни и к жизни каждого человека. То, о чем написано в духовной литературе, нужно исполнять на практике. Учение о внутренней жизни человеческого сердца могут усвоить и передать другим только те люди, которые сами живут духовной жизнью.

Есть очень верная практика, которая рекомендуется духовно опытными людьми: начинать день с чтения Священного Писания — главы Евангелия и двух глав Посланий апостольских. Человек должен буквально питать Евангелием свою душу, чтобы руководствоваться им во всех ситуациях своей жизни. Если человек постоянно и со вниманием читает Евангелие, ему открываются все новые и новые его грани.

Главное, чему необходимо научиться в духовной школе,— понимать богослужение, любить его

Главными послушаниями для наших воспитанников являются послушания богослужебные. Поэтому часто говорят, что главной аудиторией семинарии является храм. У нас это храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь воспитанники учатся петь и читать на клиросе, изучают богослужебный устав, пономарят. Главное, чему необходимо научиться в духовной школе,— понимать богослужение, любить его, относиться к нему не как к тяжелой обязанности, а как к самому важному, что только у нас есть, как к центру всей нашей жизни. Воспитанницы Межъепархиального духовного училища также участвуют в богослужении в Крестовоздвиженской церкви. Учитесь не просто присутствовать на службе, но и молиться, вслушиваться в каждое слово, которое поется и читается за богослужением,— тогда вы сможете осознать глубочайший смысл всего, что происходит в храме. Однажды святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили, откуда у него такая горячая вера. И он с твердой ясностью ответил: «Я жил в Церкви! Всегда пребывал в церковной жизни. Служил Литургию. Любил читать в храме богослужебные книги, минеи, стихиры, каноны – они прекрасны»… «Я жил в Церкви»,— еще раз убежденно повторил он.

В служении Богу — смысл существования Церкви и священства. Поэтому просто нельзя рукополагаться, не получится быть священником у человека, который не понимает и не любит службу. Это надо помнить всегда.

Я уже сказал, что в семинарии изучают науку о спасении — «науку из наук», как называли ее святые отцы. Христианин — это человек, который призван постоянно вглядываться в свое внутреннее зеркало, приобрести навык внимательной внутренней жизни, стремиться к очищению своего сердца и исправлению своей жизни. Страсти, греховные навыки, привычки, трудно совместимые или совсем не совместимые со званием христианина, в той или иной мере присущи каждому. И, к сожалению, человек приносит их с собою в Церковь и в стены семинарии. Как очень точно выразил бедственное греховное состояние человека апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Спасти человека, избавить его от греха может только Сам Господь. Но мы должны прилагать к этому усилия и прибегать к таинствам Церкви, в которых действует Бог.

По традиции духовных школ, есть дни, когда все учащиеся исповедуются и причащаются. Как часто нужно прибегать к таинствам, обычно человек решает со своим духовником. Однако среди современных христиан есть добрая практика причащаться раз в две недели, во все двунадесятые праздники и длительные посты, в дни памяти особо почитаемых святых. И я от души рекомендую всем вам в годы учебы приобрести навык правильной, трезвенной, внимательной внутренней жизни.

Кроме того, я хотел бы напомнить: духовник семинарии — протоиерей Владимир Пархоменко, женского духовного училища — протоиерей Сергий Кляев. Но это не значит, что все воспитанники и воспитанницы в административном порядке обязываются ходить на исповедь только к ним. Каждый может выбрать священника, который будет отвечать вашим внутренним запросам и к которому можно обращаться. Это могут быть и преподаватели семинарии, и священники из храмов Саратова или из тех городов и сел, откуда вы прибыли на учебу. Но нужно обязательно приучить себя к регулярной исповеди у духовника, которому вы будете исповедоваться постоянно. Это имеет большое значение не только для вашей собственной духовной жизни, но и для дальнейшего служения. Ведь молодому священнику приходится сегодня сразу принимать служение во всей его полноте, в том числе исповедовать людей. А научиться этому можно только одним способом ― самому регулярно исповедоваться у духовно опытного человека.

Мы должны постоянно понуждать себя на всё доброе. Тогда даже самый простой труд становится настоящей духовной работой

Еще несколько очень важных советов. Наши воспитанники живут в общежитии, и порой у них возникают трудности в общении, связанные с тем, что вместе оказались люди очень разные. Семинаристы выполняют послушания хозяйственного плана, которые кому-то могут показаться неважными и неинтересными. И главное — кому-то очень трудно привыкнуть к дисциплине, строгому распорядку дня. Но надо стараться научиться относиться ко всему этому по-христиански, а не как к досадному недоразумению. Да, бывает, что приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо; трудиться, когда нет желания; слушаться, когда ты не согласен с тем, что тебе говорят. Но мы должны постоянно понуждать себя на всё доброе, как советовали святые отцы. Тогда даже самый простой труд (скажем, в трапезной) становится настоящей духовной работой, помогающей человеку обрести те качества, которые необходимы будущему пастырю. Ведь, конечно, трудно рассчитывать на то, что семинарист, который сегодня выполняет порученное ему дело спустя рукава или прячется за спины товарищей, завтра станет ревностным священнослужителем.

Иногда, казалось бы, чисто «внешние» вещи помогают исправить наше внутреннее состояние. Надо стараться со всеми и во всех ситуациях быть вежливым и доброжелательным, стараться помочь, когда это возможно. Крайне важно для любого христианина, а тем более семинариста, научиться видеть свою ответственность, никогда не перекладывать собственную вину на обстоятельства или на других. По слову Евангелия: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк.16, 10).

Как греховные поступки переходят в навык и становятся потом трудноискоренимыми, так и добрые, пусть сначала совершаемые из понуждения самого себя, становятся привычкой, помогающей очищению сердца.

Жить жизнью обычных светских молодых людей и учиться при этом в духовной школе несовместимо

К сожалению, мне приходится говорить в начале учебного года и о негативных тенденциях нашей жизни. Одна из печальных примет нашего времени — то, что молодые люди, приходящие в Церковь и в семинарию, к сожалению, пытаются совместить несовместимые вещи: жить жизнью обычных светских молодых людей и учиться при этом в духовной школе. Это неправильно.

Очень плохо, когда правила жизни семинарии воспринимаются студентами как нечто чужеродное, даже враждебное, и она получает снисходительно-презрительное наименование «система». И через какое-то время главной задачей студента становится демонстративно, бравируя этим перед другими, так или иначе нарушать правила и распорядки этой самой пресловутой «системы». Тогда в семинарии вместо христианского братства возникает подобие обычной мирской, простите за жаргонное слово, «тусовки», с теми же самыми критериями успеха, «крутости» и так далее, которые существуют в миру.

Мне пришлось некоторое время назад убедиться в печальной истине, что многие наши семинаристы, к сожалению, ничем не отличаются в лучшую сторону от людей, живущих в миру. Даже более того: если учесть, что они обучаются в семинарии, называют себя верующими людьми — то, к сожалению, они отличаются от обычных студентов в гораздо худшую сторону. По той причине, что даже многим не знающим Бога людям в голову не придет делать и говорить такие вещи, которые порой допускают семинаристы.

Это неправильно, и говорит не только об отсутствии веры, понимания служения, к которому готовят в семинарии, но и о катастрофической внутренней незрелости.

Есть еще одна достаточно важная и болезненная тема, которую мне бы хотелось затронуть. За время обучения в семинарии большинству из вас предстоит сделать еще один очень важный выбор — спутницы жизни. Как известно, Православная Церковь благословляет священнику иметь семью. При этом его семья должна быть образцовой: предполагается, что у себя дома священник создает некий образец, на который будут ориентироваться его пасомые. Вот почему священник, чья семейная жизнь расстроилась, который разошелся со своей женой, согласно канонам должен быть извержен из сана. Тем самым Церковь говорит, что человек, который не смог создать и управить «малую Церковь» ― домашнюю, тем более не сможет управить как полагается Церковь Христову.

К выбору будущей супруги вы должны отнестись крайне ответственно. Как сапер ошибается только один раз, так и будущий священник

Поэтому к выбору будущей супруги вы должны отнестись крайне ответственно. Как сапер ошибается только один раз, так и будущий священник: если он ошибется в своем выборе, эта ошибка испортит ему всю оставшуюся жизнь. Вот какой совет давал в подобных случаях известный духовник нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Выбирать надо подругу по сердцу своему и хорошо зная, на какой подвиг жизни берешь помощницу. А если женишься, и она будет помехой, то это гибель для священника… Молись Господу и проси даровать для жизни, для служения Церкви помощницу».

К сожалению, опять же, стремление быть «крутым» в мирском смысле, привычка жить «на подиуме», которую воспитывают в сегодняшней молодежи социальные сети, приводит к тому, что критерии выбора будущей супруги у семинаристов зачастую оказываются совершенно ложными. В результате у нас в епархии достаточно большое количество разводов в священнических семьях. Встречаются также очень неприятные факты, когда священник получает назначение на приход, как правило, в село или даже в райцентр, а супруга категорически отказывается за ним следовать. Даже сейчас у нас есть несколько батюшек, которые вынуждены жить так: они служат на приходе, а жена живет в Саратове и заявляет, что никогда, ни под каким видом никуда из Саратова не уедет, разве только в Москву или в Петербург… И это несмотря на то, что, когда они проходили у меня собеседование перед венчанием, все невесты, глядя на меня честными глазами, клялись в готовности следовать за мужем куда угодно, как жены декабристов. Получается, что все обещания были пустыми словами, за которые люди не собираются отвечать.

Мне придется в дальнейшем запрещать в священнослужении батюшек, супруги которых отказываются ехать с ними на приход

Поэтому я хотел бы предупредить будущих священников: поскольку эта ситуация у нас стоит уже достаточно остро, мне придется в дальнейшем запрещать в священнослужении батюшек, супруги которых отказываются ехать с ними на приход; то есть тех, чей выбор, сделанный ими однажды, не позволяет совмещать служение с семейной жизнью или семейную жизнь со священническим служением.

Я хотел бы еще раз напомнить, что Господь создал Церковь, которой мы служим, не для нашего прокормления, не для того, чтобы духовенство могло существовать широко и вольготно, а для спасения людей. И мы — слуги этого спасения. Да, служа Богу, по слову апостола Павла, мы питаемся от алтаря. Но это не значит, что алтарь воздвигнут только лишь для нашего пропитания. Мы должны иметь ревность проповедовать слово Божие нуждающимся в нем, и не только жителям крупных городов, но и живущим в отдаленных местах. Поэтому служение священника требует жертвенности и самоотвержения — не только от него самого, но и от его семьи. Об этом надо помнить. Вот почему, общаясь с вашими избранницами, вы не должны пытаться завоевать их благосклонность картинами будущей «красивой», сытой и вольготной жизни. Супруга священника — это, как правило, многодетная мама, которая должна помогать супругу, понимая, что храм находится на первом месте в его жизни, и которая должна воспитать своих детей христианами. И при этом семья священника в материальном плане живет, скажем так, в средних для нашего сегодняшнего общества условиях.

Лучше не умножать собой число плохого духовенства, чем испортить свою жизнь, соблазнить верующих и не принести никакой пользы ни Церкви, ни людям

Некоторые из наших воспитанников, придя в семинарию, не задумывались о том, о чем я сейчас сказал, и не вполне представляют всю меру ответственности и сложности священнического служения. За то время, которое вы будете учиться, вот эту меру нужно понять и принять для себя и, уже исходя из этого, дальше строить свою жизнь или же уйти из семинарии до того, как принять рукоположение. Лучше не умножать собой число плохого духовенства, которое, к сожалению, есть, чем испортить свою собственную жизнь, возможно, соблазнить кого-то из верующих и не принести никакой пользы ни Церкви, ни людям.

Я приветствую и первокурсниц Межъепархиального женского духовного училища. Все сказанное мною воспитанникам семинарии в значительной степени относится и к вам, дорогие девушки. В нашем училище вы тоже не просто получаете профессию, но готовитесь к особому и крайне нужному сегодня церковному служению и, что не менее важно — высокому жизненному служению женщины-христианки. Кому-то из вас предстоит и тот подвиг, о котором я только что говорил,— служение супруги священника, жизнь которого принадлежит Богу и Церкви. Все это требует высоких христианских качеств: крепкой веры, напряженной внутренней жизни, умения жертвовать собой, любви к Богу и людям. А все эти прекрасные качества не приходят сами собой, их надо стараться стяжать посредством внимательной христианской жизни. Нужно молиться об этом, и прежде всего, просить об умножении в наших сердцах любви к Богу и всем окружающим людям. Молитвами небесной покровительницы училища преподобномученицы Елисаветы да поможет вам в этом Господь.

Как вы знаете, в этом году в наших духовных школах совершен достаточно хороший набор воспитанников. Я от души желаю профессорско-преподавательской корпорации, администрации, дежурным помощникам и воспитателям семинарии и училища помощи Божией в предстоящем учебном году.

Еще раз обращаясь ко всем учащим и учащимся, напомню, что вся наша жизнь — учеба, школа познания Бога, окружающего мира и самих себя. И очень хорошо, если знания, полученные в этой школе, помогают нам приблизиться к Богу, жить в единении с Ним здесь, на земле, и достигнуть блаженной вечности. И в этом заключено высшее, полное, не зависящее от внешних обстоятельств счастье человеческой жизни.

Сохраняйте в себе интерес к жизни и познанию, любовь к чтению, стремление к самообразованию — всё это добрые качества человека, который стремится хорошо исполнять свое дело и внутренне восходит от силы в силу.

Еще раз поздравляю всех с началом нового учебного года! Хотелось бы призвать вас дорожить тем временем, которое дарует нам сегодня Господь, — по-настоящему благодатным для христианской жизни и Церкви.

Господь да благословит всех вас!


Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Православие и современность


ЛЮДИ ЗА СПИНОЙ


    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru