ТРИЖДЫ НИЗВЕРЖЕННЫЙ: РАССКАЗ О СЛАБОСТИ ДИАВОЛА

Простые ситуации из жизни напоминают об удивительных вещах.

Вот какая история случилась недавно на телеканале «Спас». Пригласили к очередным съемкам программы «Завет»: «Говорим про Ангелов, а вы как раз случай про чудо с Ангелами описывали. Приезжайте». Согласился. Думал, речь об ангельском пении, которое сподобилась услышать одна знакомая («Не только в Вифлееме пели Ангелы»). И только утром, уже будучи в пути, понял, что речь о случае из далекого детства («Ангелы в нашей жизни. Пастыри о чудесной помощи небесных посланников»).

Про сокровенное говорить не очень хотелось. Но деваться некуда, уже согласился. На программу приехал протоиерей Александр Тимофеев, мы с ним учились в Московской духовной академии. И честно говоря, я боялся попасть под критику со своим случаем. Собственно, и справедливо: лучше пропустить чудо мимо себя, нежели принять сердцем лжечудо. Трезвость исключает погоню за чудом. Другое дело, когда неожиданно для тебя самого Господь проявляет благодатную помощь – это смиряет, утешает и укрепляет, ибо мы не оставлены: с нами всегда Ангелы Божии.

В студии установили два манекена – белого и черного ангелов – как наглядные символы разделения ангельского мира на верных и неверных Господу. Началась программа. Возле манекенов вещали, вспоминали библейское откровение об Ангелах Света и о падении падших духов, позорно заслуживших наименование «аггелов». Почти всю программу фигуры ангелов стояли, так сказать, не шелохнувшись.

И вот подошло время историй из жизни.

Первым рассказывал православный журналист Максим. Он родом из Сирии (его сирийское имя Менсеф Матни), с детства живет в Москве. Как-то с семьей он ехал в автомобиле, жена с ребенком спали, а сам он настолько устал, что тоже погрузился в сон. Но и во сне продолжал видеть, что сидит за рулем, только впереди нет дороги, пелена какая-то. В этот момент он почувствовал чье-то присутствие. Максим мысленно спросил: «Кто ты?» – чья-то рука коснулась его правого плеча, и неземной гость мирно ответил: «Ангел Господень!» Максим тотчас пробудился, увидел, что на полной скорости автомобиль летит на остановившиеся впереди машины, успел затормозить – семья была спасена.

Затем попросили меня поделиться своей историей. Так как этот случай уже описан, повторяться не буду. Но едва я дошел до момента, когда проявилось участие Ангела, как в студии черный манекен… упал навзничь. Выглядело это, мягко говоря, необычно. Манекен подняли, ножки примотали скотчем к полу. Я продолжил рассказ. Вот-вот предстояло говорить про Ангела, как черный манекен… упал второй раз. Старательные сотрудники подняли его вновь, а для большей устойчивости на ножки положили тяжелый груз.

В обсуждение вступил отец Александр Тимофеев. Оказалось, у него тоже был случай, о котором еще не слышал никто. Он учился в университете, когда обратился ко Христу, принял Крещение, и радость настолько переполняла сердце, что хотелось делиться этим со всеми. Так, он убедил своего друга тоже креститься и даже стал его крестным восприемником. Поэтому в храме во время Крещения находился рядом с ним. Когда друг отрекся «от сатаны и всех дел его» и сочетался Христу, Александр увидел, прозрел, почувствовал – это трудно передать, – как к его другу приблизились Ангелы, а сердце откликнулось удивительным неземным ощущением.

И тут черный манекен с треском ниспровергся в третий раз

Но самое интересное, едва отец Александр подошел в своем повествовании к моменту явления Ангелов, как в студии черный манекен чуть ли не с треском ниспровергся в третий раз. Его стойку буквально вырвало из придавленных грузом ножек. Он обрушился навзничь, не выдержав слова о светлых Ангелах.

В студии воцарилась гробовая тишина. Троекратное ниспадение уже никому не казалось случайностью. Ниспровергнутого выволокли вон. А белый Ангел смиренно возвышался над присутствующими.

К сожалению, сами падения темного манекена в кадр не попали: ракурсы были не те, да и кто из операторов предполагал, что черный манекен ниспровергнется трижды. Программа же вышла в эфир под названием «Встреча с Ангелом. Как это было?».

Но дело вовсе не в манекенах. Это просто наглядная иллюстрация той истины, что падший обречен на ниспровержение. Не может устоять, а тем более возвыситься тот, кто падает в глубины греха. Это очевидно: падающий стремится вниз и потому способствует своему собственному низвержению. А это значит, что диавол в конечном итоге неизбежно слаб. Он силен только над теми, которые восприняли от него его слабость, которые, обольстившись, сами подчинились ему и вместе с ним низвергаются долу.

Диавол силен только над теми, кто подчинился ему и воспринял от него его слабость

Собственно, диавол трижды ниспровергается.

  • Первый раз – из Небесного мира Ангелов.
  • Второй раз – из властителей мира земного.
  • Третий раз – из личной жизни человека.

Как именно?

Первое низвержение – древнее, изначальное, когда сотворены были Ангелы – вторые светы, названные так по сравнению с Первым и Единственным Светом, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9). Да и не только человека, но просвещает и Ангелов, ибо от Истинного Света благодатный свет воспринимают Ангелы. Среди них, как мы знаем, возвышался Денница. Но что же сделал он, «сын зари» (Ис. 14: 12)? Думая вознести престол свой выше звезд Божиих, гордо мечтая стать вместо Всевышнего, оказался изобретателем зла. Кто удалился от света – стал темным. Кто лишился тепла – стал холодным. Кто лишился добра – тот стал злым.

«…вознеслось сердце твое, и ты говоришь: “я бог, восседаю на седалище божием…”, ставишь ум твой наравне с умом Божиим… Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28: 2, 13–17).

Молнией низвергся с Неба, ниспал тот, который возвышал сам себя до высочайших пределов Неба. Об этом древнем ниспадении Спаситель сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10: 18). Тот самый дракон, который «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12: 4), он же совратил человека. Похитив царственный венец у венца творения, обрел власть на земле. Потому-то стал «князем мира сего» (Ин. 12: 31). Потому и дерзал искушать Спасителя, надменно и хитро предлагая: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4: 6–7).

Но и на этом уровне не устоял лукавый.

Чистота и смирение Христа ниспровергли гордыню диавола

Второе ниспровержение диавола – из властителей мира земного. Совершилось это при крестных муках Спасителя. Искупление – тайна. Как смирение Христа ниспровергло гордыню диавола? Как новый Адам вернул царственный венец человеку, открыл путь к высотам обожения, коих лишился Денница? Незадолго до Своих страданий Господь говорил: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 31–32). Жизнь Господа на земле – удивительная чистота, любовь, жертвенное добро. Ни в одном Его действии, ни в одном Его слове, ни в одном Его проявлении диавол не нашел и малейшего места для своего приражения. Мухи липнут на грязь, бесы – на грех, а там, где – всесовершеннейшая чистота, там веельзевулу и закрепиться-то не на чем. «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30), – говорит Христос Своим ученикам накануне Голгофы.

Тьма всегда исчезает с явлением света. Когда воссиял свет жертвенной любви, тогда стыдливо рассеялся мрак самовлюбленной гордыни. Крестными страданиями – этим высочайшим проявлением жертвенной любви – Господь искупил грехи человечества, освободил род людской от власти «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6: 12). Потому и по праву говорит Воскресший Христос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Именно Христова власть, а не Его противника! Итак, в мире земном веельзевул ниспровергнут.

Повторим: где власть Христа, там нет власти Его противника. Нет тотального господства падших духов, но есть испытания по Промыслу Божию. Если и искушает диавол кого, то лишь с позволения Божия. Потому и в свиней может вселиться только с попущения Господа (см.: Мк. 5: 1–13). И справедливо. Ибо кто в духовном мире повел себя, как неблагодарное животное, тому и разрешили вселиться в свиней.

А как же мы сами? Должен ли человек остаться в стороне от этих побед? Нет. Третье ниспровержение диавола осуществляется в духовной жизни, в личном подвиге христианина. Поскольку дана нам воля, то пусть проявит себя: хотим мы жить в радости с Богом или мучиться с «аггелами»?

Нам дана воля, так пусть проявит себя: хотим мы жить в радости с Богом или мучиться с «аггелами»?

И вот любимый ученик Христа вдохновенно вещает: «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого… Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2: 13–14). Даже юношам доступна победа сия! Да и всем, кто крещен водою и Духом, кто освобождается в исповеди от мрака грехов, кто чрез Причащение стал общником Победителя!

Побеждается диавол тем, что противоположно ему. Гордыне противоположно смирение, зависти – щедрость, обидам – прощение, злобе – доброта, скупости – милосердие. Вот каждый и смотри, кому служишь, кому поддаешься, кто торжествует в жизни твоей.

Конечно, манекены легко падают. Не так легко достигается победа духовная. Но всё ж таки достигается – когда ты рядом с Тем, Кто приносит победу. Ибо Он есть «Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19: 11).

Итак, не бойся никто лукавого – он обречен на ниспровержение, – а еще лучше и вовсе не думай о нем. И что о нем думать, если все мы при Крещении дунули на него и плюнули как на ничего совершенно не значащего (вспомните этот обряд при Крещении с призывом священника: «и дуни, и плюни на него»). Пусть в мыслях царит память о Боге, сердце освящается страхом Божиим! Прочь тревоги о чьих-то наваждениях и темных напастях. Всё, что происходит, подается от любящего нас Господа, подается как врачевство от наших страстей. К исцеляющему нас Богу, к Побеждающему, Торжествующему, Воскрешающему и обратим свой взор!


Священник Валерий Духанин

    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru

Еще новости

УРОКИ РАЗБОЙНИКА
Статьи

УРОКИ РАЗБОЙНИКА

19 Сен 2019

Суд Божий
Статьи

Суд Божий

13 Сен 2019

От противного
Статьи

От противного

12 Сен 2019