«ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР МНОГОГРАНЕН И ИНТЕРЕСЕН»

Что известно широкой аудитории о сербском Православии? Пожалуй, сходу вспомнится пара-тройка имен: святителей Саввы и Николая Сербских, покойного Патриарха Сербского Павла... Посетившие Черногорию еще, пожалуй, вспомнят монастырь Острог и святителя Василия Острожского. На этом познания зачастую заканчиваются. Однако Православие в балканских странах – это не только целый пласт духовного и культурного наследия, зачастую малознакомый россиянам. Христианство – это основа как менталитета, мировоззрения братского народа, так и экономического, политического и духовного развития Сербии.


Матушка Елена – супруга священника Сербской Церкви. 11 лет назад, оставив привычную жизнь в Москве, переехала вслед за мужем в Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины. За это время успела адаптироваться в новой стране, проникнуться местными традициями и обычаями, выучить язык. Вместе с мужем воспитывает троих сыновей-билингвов. В настоящее время помогает супругу в его приходской деятельности, занимается переводами с сербского языка, поет в хоре при Русском культурном центре, ведет свою страницу в Инстаграме @elena_balkanika, где рассказывает о Православии на Балканах, его особенностях и местных церковных традициях.

Баня-Лука

Баня-Лука

Матушка с радостью согласилась поделиться своими мыслями и наблюдениями с читателями нашего портала.

– Мы живем в городе Баня-Лука в Боснии и Герцеговине – это столица Республики Сербской, сербского государственного образования в составе Боснии и Герцеговины.

Баня-Лука, памятник святому царю-страстотерпцу Николаю

Баня-Лука, памятник святому царю-страстотерпцу Николаю

Живем, с Божией помощью, вполне хорошо

Мой супруг – протоиерей Миладин Митрович, настоятель храма Св. Василия Острожского в Баня-Луке. Это один из самых крупных храмов в нашем городе. Точное число прихожан назвать сложно, но на воскресной литургии и по праздникам храм всегда полон.

– Полный храм – всегда радость, матушка. А кто составляет приход храма?

– Наши прихожане – люди совершенно разных профессий и социальных слоев: и люди простые, и более образованные, – словом, разные. И это прекрасно! Все хорошо ладят между собой, наш приход вообще очень дружный.

– Какая у вас семья?

– Моя семья – это супруг и три сына: Йован, Алексей и Дмитрий. Старший сын Йован родился в День рождения св. Иоанна Крестителя (по-сербски Jован Крститељ) – и, по сути, сам себе выбрал имя.

Старшие дети учатся в обычной общеобразовательной школе, младший пока дошкольник.

Храм Христа Спасителя, Баня-Лука

Храм Христа Спасителя, Баня-Лука

– Как живет семья священника в Боснии? Я слышал, что в соседней Сербии священники получают жалование от государства. А что у вас?

 Живем, с Божией помощью, вполне хорошо. Местные сербы в целом относятся с большим уважением к представителям духовенства, что нас очень радует. Супруг в настоящее время занимается строительством русско-сербского собора в честь Св. Царственных Страстотерпцев. Это храм посвящен русско-сербской дружбе – и строится в русском стиле. И святым Царственным Страстотерпцам он посвящен неслучайно: сербы очень любят и уважают нашего последнего Императора Николая II, помня о его мученической кончине от рук безбожников и той помощи, которую он предоставил сербам во время Первой мировой войны. Возле храма также планируется строительство Русского культурного центра и возведение памятника российским добровольцам, сражавшимся во время Боснийской войны 1992–95 гг. и положившим свои жизни за сохранение сербского государства. Надеемся, что этот храм станет своего рода выражением признательности сербского народа к русскому, станет символом многовековой русско-сербской дружбы.

Относительно жалования, как дело обстоит в Сербии, не знаю, но в нашей Боснии, кажется, была пара лет, когда государство выплачивало священникам какие-то деньги. Сейчас это не практикуется.

Помимо служения в храме, почти все сербские священники преподают в общеобразовательных школах, т.к. Закон Божий – обязательный для изучения в школе предмет.

Как попасть на Крсну Славу?

– В чем, по вашим наблюдениям, главное отличие в традициях Сербской Церкви и Русской?

– В Сербской Церкви есть свои особенности церковной жизни. Богослужение ведется на сербском языке, много сербских святых и церковных праздников, порой непривычных русским. Православный мир вообще очень многогранен и интересен. Сербское Православие тесно переплелось с местной историей, культурой и менталитетом.

Сербское Православие тесно переплелось с местной историей, культурой и менталитетом

Например, есть одна очень интересная и даже в своем роде уникальная традиция – это Крсна Слава (по-русски Крестная Слава). Она была установлена основоположником Сербской Церкви святителем Саввой Сербским в XIII веке, и означала следующее: как всякий храм освящен в честь какого-то святого или праздника, так и каждой семье предписывалось иметь своего небесного покровителя и особо чтить его память. Эта традиция передавалась из поколения в поколение – каждое семейство чтило память «своего» семейного святого – и таким образом сохранилась до наших дней.
Крсна Слава – основной праздник в сербских семьях, и для многих даже более важный, чем день рождения или именины.

– Ах, так вот почему мой сербский кум скромно, хоть и с благодарностью, относится к поздравлениям с его днем рождения, но негодует, если я не позвоню ему в первой половине дня в день святителя Николая, когда вся их семья празднует «славу»!

– Точно так. Уж со «славой» серба поздравить необходимо – всё остальное второстепенно. Кстати, поздравить можно в течение трех дней.

– А правда, что на этот праздник можно приходить без приглашения?

– Такое возможно, скорее, в деревнях или маленьких городках, где торжество могут отмечать всей улицей или деревней. В городах все же обычно приходят заранее приглашенные гости. Хотя можно и попробовать «напроситься» – сербы всегда с радостью примут даже незваных гостей.

– Тем более если я с подарками приду. Кстати, с какими лучше?

– Подарки дарят по своему усмотрению, но нередко это вино, ракия, посуда или что-то красивое или полезное для дома.

Черноземное Нечерноземье

 Как сейчас строятся отношения в Боснии? Чувствуется ли напряжение, а то и вражда между православными, мусульманами, католиками? Можно ли спокойно православному сербу ездить в Федерацию Боснии и Герцеговины, или нужно быть готовым к провокациям и оскорблениям? Есть ли православные храмы не в Республике Сербской, а в остальных частях страны – мусульманской и хорватской? В каком они состоянии, кто туда ходит?

– На государственном уровне отношения, к сожалению, по-прежнему остаются довольно напряженными. Среди простых людей открытой вражды, конечно, нет, но некое напряжение все же чувствуется. Увы, на это есть веские причины.


В целом можно спокойно передвигаться по стране. Главное – это вести себя вежливо и дружелюбно, тогда и проблем быть не должно. Хотя, конечно, иногда можно «нарваться», плюс от проделок местных хулиганов никто не застрахован.

Есть и боснийцы-мусульмане, проживающие в Республике Сербской, и их немало. Это в основном те, кто в свое время был против распада Югославии – и даже есть такие, кто во время Боснийской войны 1992–95 воевал в сербской армии. С ними отношения очень хорошие, никакой дискриминации по национальному признаку нет. Они имеют все те же права, что и православные сербы: могут занимать высокие должности, их дети учатся в школе вместе с сербскими детьми.


Практически все православные храмы на территории Федерации Боснии и Герцеговины (боснийско-хорватская «часть» Боснии) были разрушены во время той недавней и страшной войны. Сейчас многие восстановлены (на средства Сербской Православной Церкви), но прихожан там по-прежнему очень мало, а то и практически нет. Ведь почти всех сербов выгнали с этих земель во время войны.

Практически все православные храмы на территории Федерации Боснии и Герцеговины были разрушены во время войны

– Во время поездки по стране я видел очень много разрушенных, сгоревших, покинутых домов – картина удручающая. Не мог не вспомнить обезлюдевшие деревни российского Нечерноземья. Здесь, в Боснии, это следы войны или же последствия «оптимизации», урбанизации? Куда уезжают люди из страны? Зачем?

– Да, разрушенные дома – это следствие войны. Люди покидали свои дома и уезжали. Или просто приходилось бежать. Сербы бежали в Сербию и на территории, контролируемые сербскими войсками в Боснии. Хорваты и мусульмане – в Хорватию и за рубеж. Европейские страны (Германия, Австрия, Швеция и другие) принимали боснийцев и хорватов во время войны как беженцев.

Сейчас тоже очень большая эмиграция в Европу и другие страны из Боснии, Сербии, Хорватии и других балканских республик. Многим странам до сих пор не удалось преодолеть экономический кризис, вызванный распадом Югославии: прекратили свою работу заводы и фабрики, нарушились хозяйственные связи. Как следствие, люди потеряли свои рабочие места. Безработица – одна из главных проблем нашей страны. Плюс уровень зарплат в ЕС, конечно, значительно выше.

Горячие братушки

– К более радостным темам. Правда ли, что отношение сербов к детям и старикам трепетное и любовное? Отличается ли это отношение от того, что мы часто видим в России?

– Да, все именно так. Сербы – народ очень традиционный, с выраженным патриархальным укладом. Они трепетно относятся к своим традициям, чтут семейные ценности.

Мы, русские, просто в целом более закрыты – мы, скорее, северяне, интроверты. Думаю, эта любовь присутствует и в нас, просто нам несвойственно так открыто ее выражать. Как и вообще ярко выражать свои эмоции, в отличие от очень открытых, дружелюбных и эмоциональных сербов.

 Расскажите немного о вашей адаптации в новой стране: что для вас – самая большая радость, когда вы в Боснии? А что не очень радует?

– Радость – что я рядом со своей семьей, в теплом климате и в окружении добрых, отзывчивых людей.

Памятник погибшим младенцам во время войны в Боснии

Памятник погибшим младенцам во время войны в Боснии

То, что не радует, – это значительная технологическая отсталость от России. Босния скорее напоминает Россию начала 2000-х: многие сферы и отрасли, ставшие для нас в России уже привычными, здесь не развиты или отсутствуют вовсе. Надеюсь, это временно.

– А по чему вы больше всего скучаете, когда живете в Боснии?

– Находясь в Боснии, скучаю по своим родственникам и друзьям, оставшимся в России. По Русской Церкви и русским службам. По некоторым элементам русского уклада жизни и общения между людьми.

Заезжайте!


– Закончатся, дай Бог, скоро все эти масочные карантины и т.п. – как вы считаете, имеет ли смысл русским путешественникам почаще обращать внимание на Боснию? Что лучше всего посетить?

Босния незаслуженно обделена вниманием со стороны российских путешественников

– Да, конечно. Босния незаслуженно обделена вниманием со стороны российских путешественников. А зря. Это страна с красивейшей природой: горы и бирюзовые горные реки, долины, национальные парки с каньонами и водопадами. Качественный рафтинг – вообще визитная карточка Боснии. Плюс интересные, самобытные этносела со всякими народными промыслами, вкусные сочные овощи и фрукты, мед… Интересно и очень полезно, на мой взгляд, было бы сюда приехать и в паломничество, посетить монастыри Гомионица, Липле, Ступле, город Требине, монастыри Тврдош и Херцеговачка Грачаница и другие. Также стоит увидеть каньон реки Врбас, национальный парк Сутеска, города Баня-Луку и Вишеград, где находится знаменитый Вишеградский мост, водопады возле города Яйце. Любителям активного зимнего отдыха могут быть интересны горнолыжные курорты Яхорина (где проходили Олимпийские игры в 1984-м г.), Влашич и Купрес. О красотах и достопримечательностях Боснии частично рассказываю в своем блоге @elena_balkanika

Река Врбас

Река Врбас

– Как складывается общинная жизнь в вашем приходе?

– Постоянные прихожане в целом, конечно, знают друг друга, поэтому можно говорить об общине. После литургии все вместе пьют кофе, общаются со священником в неформальной обстановке. Устраиваются паломнические поездки по святым местам на Балканах. Есть одна православная молодежная организация в городе – там проходят лекции, беседы со священниками, практикуются разные виды служений. Воскресных школ нет, т.к. Закон Божий, как уже упоминала, преподается в школе как обязательный предмет.


– В чем радость и в чем трудность быть женой священника?

– Радость в том, что ты можешь быть надежным тылом своему супругу-священнику, сослужить с ним в какой-то мере. При этом надо подавать хороший пример окружающим, поддерживать благоприятную атмосферу на приходе – ко всем относиться с добром, ответить на вопросы прихожан, выслушать, ободрить... Плюс быть готовой, что твоего супруга могут послать служить куда-то в отдаленный маленький город или деревню с непростыми условиями жизни. Бывает, конечно, нелегко. Но когда знаешь, что служишь Богу, жить легче и спокойнее. С Божией помощью все преодолимо.


С Еленой Митрович
беседовал Петр Давыдов

    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru