СВЯТЫНЯ МОЕЙ ЖИЗНИ

Чудотворная икона Богоматери Албазинская «Слово плоть бысть» из храма Михаила Архангела села Высокое Пестравского района Самарской губернии

Чудотворная икона Богоматери Албазинская «Слово плоть бысть» из храма Михаила Архангела села Высокое Пестравского района Самарской губернии


Знакомая краевед спросила:

– А вы не знаете, куда девалась Албазинская икона Божьей Матери?

Видя некоторое недоумение, невольно возникшее на моем лице, добавила:

– Ну, вы же писали, как уничтожали наш кафедральный собор. Эта икона была одной из его главных святынь. Второе ее название – «Слово плоть бысть». Неужели не знаете?

Пришлось признать, что об этой иконе я ничего не знаю.

Иронически улыбнувшись, краевед не стала больше задавать вопросов и отошла.

Да, я действительно писал о нашем кафедральном Воскресенском соборе, который высился в центре Самары и был виден со стороны Волги за много верст. Собор был «визитной карточкой» Самары, украшением всего Поволжья. Строили его 25 лет, а уничтожали «с энтузиазмом» целых 5 лет – на века он был построен.

Иконы уничтожали в специально отведенный «день сжигания икон». Где уж тут уцелеть неведомой мне Албазинской иконе.

Вернувшись домой с этой не то конференции, не то совещания, тут же открыл ноутбук, нашел сведения об этой иконе. Прочел, что это святыня русского Приамурья, свое название получившая от крепости Албазин, основанной в 1650-м году знаменитым землепроходцем Ерофеем Хабаровым. Дважды по молитвам к образу Пресвятой крепость была спасена от штурмовавших ее китайцев. А однажды, точно так же, как Тамерлан со своим грозным войском вдруг отошел от осажденной Москвы, так и китайский богдыхан внезапно отошел от Албазина, где русские воины и все, кто был в осаде, готовясь к смерти, вдруг получили помощь по молитвам к Пресвятой и Пречистой.

В Самару образ Чудотворной привез епископ Гурий (Буратовский), когда получил в управление Самарскую кафедру

В Самару образ Чудотворной привез с собой епископ Гурий (Буратовский), когда он в октябре 1892 года получил в управление Самарскую кафедру. Провожавшие его прихожане Благовещенска, очень полюбившие владыку, со слезами на глазах вручили ему соборную святыню, дабы она берегла и охраняла его на берегах Волги так же, как и на берегах Амура. А в знак особого уважения и любви подарили еще и список Албазинской для его домашней молитвы.

Узнав и многие другие замечательные подробности про крепость Албазин, про епископа Гурия, про чудеса по молитвам к святой иконе, я дошел до того места, где было написано:

«Указом Святейшего Синода от 24 августа 1895 года № 4142 разрешено совершать ежегодно 9 марта празднование в честь находящейся в Благовещенском кафедральном соборе древней иконы Божией Матери, именуемой ‟Слово плоть бысть”, с присвоением ей наименования ‟Албазинской”».

Прочел раз, второй, третий, пока, наконец, не понял, что 9 марта по старому стилю означает 22 марта по новому!

Мне казалось, что я уже все знаю по 22 марта, ведь это мой день рождения.

Мне казалось, что я уже все знаю по 22 марта, ведь это мой день рождения

Это день весеннего солнцестояния, в народе он называется «Жаворонки прилетели». Печенюшками в виде жаворонков всегда потчевала меня Бабаня, как мы любовно называли нашу бабушку.

В этот день память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Про это я узнал позже, когда пришла пора воцерковиться. Я даже, щеголяя знанием того, чего не знали мои сверстники, в одной из статей про кино предположил, что Борис Лавренев, написавший свой знаменитый рассказ «Сорок первый», не мог не знать о сорока мучениках севастийских.

И вдруг узнаю самую главную подробность про 22 марта!

«Слово плоть бысть» — это же вторая часть фразы начала Евангелия от Иоанна: «И слово стало плотью» (Ин. 1, 14).

Первую часть фразы мы слишком часто повторяем: «В начале было Слово». Однако не все понимают, что вовсе не о литературном слове говорит здесь апостол, но – о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, вот почему «Слово стало плотью».

Икона Богородицы с Младенцем внутри Себя относится к одному из изображений, названных «Оранта», что можно перевести не только как «Молящаяся», но и как «Путеводительница».

Для меня лично это значило, что Богородица всегда была и остается моей путеводной звездой.

Не успело улетучиться мое невежество, которым, как выяснилось, я еще и бахвалился, как почти сразу же, спустя всего лишь некоторое время после моего открытия, узнаю куда более впечатляющие подробности и про эту Богородичную икону, и про связанные с Ней драматические подробности, бывшие в 1930-е годы, когда крушилась все, что связано с жизнью Церкви.

На юге Самарской губернии был процветающий Покровский Чагринский женский монастырь, известный не только в Поволжье, но и по всей России. Священник отец Александр Чагринский (Юнгеров), духовник монастыря, известный святой жизнью, обрел от Господа дар прозорливости и исцеления, и потому в монастырь шло множество паломников. Рассказывают, что даже во время жестокой засухи косой дождь поливал монастырские сады и, как только напаивал влагой именно эти сады, внезапно прекращался.

В «Самарских епархиальных ведомостях» в 1896-м году так писали о нём:

«В век апостольский для христиан первенствующей Церкви Христовой были особые, чрезвычайные дарования Святого Духа. Может быть, и в нынешние времена для возбуждения спящей совести у людей маловерных или ищущих Господа также необходимы личности с особыми духовными дарованиями, с духом и ревностью Илииной, как отец Иоанн Кронштадтский, как подвизавшийся в затворе ученый епископ Феофан Вышенский, Амвросий Оптинский. К числу таковых, без сомнения, принадлежит и наш отец – Александр Юнгеров».

Среди бурьяна и пустошей благочестивые мирянки сумели могилку святую сохранить, и мощи отца Александра были обретены

Монастырь большевики разорили, монахинь разогнали, устроив на месте его свинарник. Да, это не художественный образ, а исторический факт. Потом и свинарник разорился. Участвуя в поисках могилы отца Александра, собственными глазами видел «мерзость запустения».

Но среди бурьяна и пустошей благочестивые мирянки сумели могилку святую сохранить и обнести оградкой, и мощи отца Александра были обретены. Сейчас они покоятся в Самарском Иверском женском монастыре.

Св. преподобный Александр Чагринский

Св. преподобный Александр Чагринский

Когда я узнал про возрождение монастыря на месте порушенного, захотелось съездить туда, увидеть, как идет строительство обители. Кроме того, неподалеку, в селе Высокое, в храме Михаила Архангела, который и в годы Советской власти не закрывался, служит более полувека архимандрит Владимир Наумов, к которому давно собирался в гости.

И вот, наконец, давнее желание мое исполнилось.

Сидим на веранде дома отца-настоятеля, беседуем. Светит солнышко, беседа идет славно, батюшка встретил меня приветливо – ведь я привез ему свою книгу о владыке Иоанне (Снычеве), который отца Владимира и взрастил. Ценил его духовные дарования так, что приезжал к нему, тогда совсем молодому, прежде всего, исповедоваться, а потом и отдохнуть, порыбачить.

Архимандрит Владимир Наумов

Архимандрит Владимир Наумов

Беседа постепенно переходит на возрождающуюся обитель, и отец Владимир оживляется, рассказывая о последней игуменье монастыря, матушке Агнии.

– Знаете, какая она была? Мне рассказывали, она на коне верхом скакала! Спасла, что можно было из монастырских святынь здесь укрыть. Отважная была! А мы? Хоть бы чуточку от них взяли бы веры, силы духа!

Он смотрит на меня пристально, сквозь очки, щурит глаза.

– Вот о ком надо писать!

– А эти святыни у вас сохранились ли?

– Несколько старинных икон увидите в храме. А в алтаре есть одна, особо памятная. На ней надпись:


«В благословление боголюбезнейшей игуменье Агнии с великими благопожеланиями во спасение. Епископ Гурий, 20 июня 1896 года».

Икона Богородицы называется «Слово плоть бысть».

Он опять пристально посмотрел на меня, прищурив свои зоркие глаза.

– Да что это с вами? Не верите? Завтра после литургии я ее из алтаря вынесу, приложитесь.

– Спаси Господи, отец Владимир.

И я, торопясь и сбиваясь, рассказываю ему про то, что рассказал сегодня вам.

Архимандрит Владимир Наумов с иконой Богоматери «Слово плоть бысть»

Архимандрит Владимир Наумов с иконой Богоматери «Слово плоть бысть»

Икону принес в храм кто-то из прихожан. Давно это было. Не удалось выяснить, как она к этому человеку попала. Но то, что она принадлежала епископу Гурию, засвидетельствовано надписью на оборотной стороне иконы.

И в который раз убеждаюсь, что главное в жизни узнаешь с годами, и при обязательном условии: если не мнишь, будто тебе известно все и ты открыл все тайны. Нет, вера наша тем и замечательна, что чем дольше живешь, тем больше узнаешь.

И этому познанию нет конца.


Алексей Солоницын

    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru