8 марта – отношение христиан к празднику. Интервью с председателем отдела религиозного образования Шахтинской епархии протоиереем Сергием Яценко

8 марта – наверное, один из немногих праздников, который для многих остается любимым и отмечается в нашей стране широкомасштабно.

Это не просто лишний выходной, это день радости для многих людей. Однако, отношение православных христиан к 8 марта неоднозначно. Кто-то от всего сердца дарит дорогим женщинам цветы и стремиться оказать им внимание, ну а кто-то, не только не признает женский день, но и активно выступает против него.

Скажите, пожалуйста, почему православные христианине не празднуют 8 марта?

Христианам нет особой необходимости пользоваться светским праздником, чтобы воздать должное женщинам. Христиане говорят о великом назначении женщин во все праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества. Вспоминаем мы о высоком предназначении женщин и в третью неделю Пасхи, посвященной женам-мироносицам. Святое Евангелие открывает нам трогательную историю всепобеждающей любви жен-мироносиц к своему Божественному Учителю. Они первыми сподобились особой чести увидеть Воскресшего Господа. Именно к ним первым было обращено великое слово: Радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости.

В праздник жен-мироносиц у нас имеется возможность явить свое внимание и любовь ко всем знакомым женщинам и пожелать им, чтобы жизнь их была озарена теплым и радостным Светом Христовым, чтобы с помощью Божией постоянно было жизненное благополучие, мир и здоровье.

Есть ли какая-то связь между светским праздником и иудейским Пуримом?

Связи совершенно никакой нет. Пурим (см.: Есф. 9: 26, 28, 29, 31, 32) – еврейский праздник, начало которому было положено евреями, жившими в рассеянии в Персидском царстве в V веке до Р.Х.

Сначала это встретило сильное сопротивление в Иерусалиме старейшин, которые смотрели на это как на нежелательное новшество. Однако постепенно этот день стал общим для евреев праздником. Слово пурим (от аккадского пуру – жребий) означает жребии, которые метал суеверный Аман, чтобы назначить месяц для истребления евреев (см.: Есф. 3: 7). Самое древнее письменное свидетельство о нем встречается во 2 Мак. 15: 36 («день Мардохеев»). В сельской местности и в небольших городках праздновался 14 адара, а в укрепленных городах – 15 адара (см.: Есф. 9: 18–19).

Связь дня 8 марта с праздником пурим проводится совершенно искусственно. Проходившая в Копенгагене 27 августа Вторая международная социалистическая женская конференция постановила «учредить день борьбы за права женщин» 19 марта. Действительно, в 1911 году 19 марта было отмечено женскими манифестациями в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Однако в следующем 1912 году этот день отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 году женщины устроили митинги 12 марта в Германии, 9 марта в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, а во Франции и России – 2 марта. Что касается праздника пурим, то евреи его отмечали: в 1911 году – 14 марта; в 1912 – 3 марта; в 1913 – 23 марта, а в 1914 – 12 марта.

1. Как видим, нет ни одного совпадения.

2. Праздник пурим вовсе не женский, а общий для мужчин и женщин. В некотором смысле это даже больше мужской праздник, так как сопровождался и сопровождается неумеренным винопитием. Как советовал влиятельный вавилонский законоучитель Рава бен Иосеф бен Хама (ок. 280–352 по РХ), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или похвалу Мардохею (Талмуд. Трактат Мегилла, 76).

3. Ошибочно утверждение, что инициатор международного женского дня Клара Цеткин была еврейкой. Родилась она 5 июля 1857 года в г. Видерау (Саксония). Отец ее, Готфрид Эйснер, был органистом в местной лютеранской кирхе. Мать, Жозефина, тоже немка. Она была дочерью адъютанта. Жозефина поддерживала идеи «женской эмансипации». На этих идеях она воспитала свою дочь Клару. Родители, пренебрегая традицией и увлекаясь «передовыми» идеями, не сознавали, какую трагедию они подготавливали для своих детей. Именно здесь, а не в пуриме, истоки социалистического феминизма Клары Цеткин. Фамилию она взяла у народовольца из России еврея Осипа Цеткина, с которым была в сожительстве (в так называемом «гражданском браке») до его смерти от туберкулеза в 1889 году. В 1923 году она приехала в Россию. Умерла под Москвой в 1933 году. Тело было предано огню, а пепел замурован в кремлевской стене.

Является ли день «международной солидарности женщин в борьбе за экономические, социальные и политические права» праздником?

Инициаторы такой цели не ставили. В советское время только 8 мая 1965 года – 8 марта был объявлен в СССР праздничным, нерабочим днем. Большинство людей в нашей стране, не придавая никакого значения идеологическим целям властей, пользовались днем, «женского Рабочего Интернационала», чтобы выразить симпатии и человеческое внимание близким и знакомым женщинам.

Как, по Вашему мнению, мы можем относиться к этому дню?

Живя рядом с людьми, не имеющими должного опыта церковной жизни или людьми вообще не верующими в Бога, мы вполне можем относиться к светским праздникам без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. Разве есть что-то плохое в том, чтобы лишний раз человек поблагодарил свою маму, навестил бабушку или подарил любимому человеку букет тюльпанов? Стоит ли говорить грубые слова тем, кто далек от христианства, но искренне поздравляет своих родных с женским днем?

Не фарисействуем ли мы, когда противопоставляем нас, православных, неверующим людям? Когда думаем, что мы такие хорошие, в Великий пост не развлекаемся, а они – нераскаявшиеся грешники?

Светский праздник дает нам лишний раз проявить себя настоящими христианами. Но не в том смысле, чтобы на все стороны заявлять, что такого праздника мы не признаем. Нет. Эта дата – еще одна возможность уделить внимание дорогим людям, показать, как мы их любим. В кругу неверующих, но знакомых и родных, мы имеем возможность проявить смирение и любовь.

Давайте будем терпимей и добрей к нашим дорогим соотечественникам, которые были на протяжении страшных лет безбожного лихолетья лишены веры и истины. Но, которые прожили жизнь. Нелегкую, трудную, но жизнь, со своим светским безальтернативным в советское время праздником, давайте будем уважительно относиться к их светлым моментам человеческой радости, напоминающим им о прекрасной половине человечества, весне и любви.

У нас есть возможность обратиться и к мужчинам, напомнить им, что для тех, кого они любят, «женский день» может стать праздником, не тогда, когда они раз в году подарят букет цветов и проведут этот день во фривольных забавах и развлечениях, а тогда, когда они научатся ценить высокое предназначение женщин. Ценить их как жен и матерей – тех, без жертвенного подвига которых, невозможно было бы иметь им семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, её труд, её любовь достойны уважения. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку. Но это надо делать всегда, независимо от праздников и каких-либо знаменательных дат в жизни женщины.


    ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru