
Паломнический отдел Шахтинской епархии совершил поездку по святым местам полуострова Крым
Традиционный молебен перед отправлением в поездку по святым местам полуострова Крым для паломников совершил иеромонах Амвросий (Скляров) в Покровском кафедральном соборе г. Шахты.
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, говорил в XIX веке: «Крымская земля – древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций. Крым создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном». Эти слова очень точно выражают сердечные мысли, в том числе и русского паломника, который узнал о святынях Крымской земли, наполненных исторически значимыми событиями в судьбе родной страны, и всем сердцем стремится соприкоснуться с ними. Православие просияло на Крымской земле еще в I веке: здесь проповедовал один из 12 учеников Христовых – апостол Андрей Первозванный, затем сеял слово Божие святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра.
Первый день поездки был посвящен посещению г. Симферополя, освященного молитвами всеми уважаемого ученого и почитаемого святителя Луки Крымского. Паломники молились в Свято-Троицком женском монастыре, приложились к мощам святителя Луки Крымского, посетили Кафедральный собор святого князя Александра Невского, где находятся мощи святителя Гурия Таврического.
Затем паломники посетили город-герой Севастополь, где разместились на ночлег в паломнической гостинице при Свято-Никольской церкви. Это уникальный храм-пирамида. Он, словно символ памяти о героических подвигах наших предков, пострадавших при защите Севастополя от захватчиков, возвышается на самой верхней точке Братского кладбища. Для группы паломников провели экскурсию и подробно рассказали о значимости этого храма для жителей Севастополя, как и для всей России. Здесь же паломники молились на молебне святителю Николаю Чудотворцу, который проводил настоятель храма – митрофорный протоиерей Георгий Поляков. Священнослужитель тепло приветствовал паломников и согласился сделать несколько совместных фотографий на память о поездке.
Паломники посетили Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь – один из древнейших монастырей, основанный там, где трудился, сосланный в инкерманские каменоломни за веру ученик святого апостола Петра папа Римский Климент. Он работал на Инкерманских каменоломнях, не оставляя проповеди и крестил множество херсонесцев. Разгневанный император Траян приказал его утопить. Святой Климент был первым в сонме крымских мучеников. Следует отметить, что священномученик Климент сыграл особую роль в крещении Руси. Согласно летописям, Князь Владимир, приняв со своей дружиной крещение в Херсоненсе, перенес часть мощей святого Климента в Киев, и под небесным покровительством святого совершилось крещение всей Руси. Мощи священномученика Климента стали первой святыней молодого христианского государства. Святой Климент воспринимался в древней русской традиции как просветитель и небесный покровитель Руси. Почитание святого Климента – ученика апостола Петра и апостола из числа 70-ти, стало обоснованием для причисления русской церкви к ряду апостольских кафедр и осознания ее как равного члена Вселенской церкви.
После этого паломники посетили Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. Бахчисарай – это, удивительным образом, и бывшая столица Крымского ханства, и одновременно один из центров православной Тавриды. Здесь, в ущелье святой Марии взгляду предстает один из самых древних в Крыму Успенский пещерный монастырь. Церкви и кельи Свято-Успенского монастыря вырезаны прямо в скалах. Иноки молятся здесь уже много столетий – обитель основана византийскими монахами в VIII веке. Возрождение монастыря началось в 1993 году. С тех пор усилиями бессменного настоятеля, архимандрита Силуана и его братии сделано очень многое. Православие воздействует здесь на людей силой красоты. Главная монастырская святыня – Бахчисарайская икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница), также называется Панагия (Всесвятая), а четвертое ее название – Мариампольская. В конце XVIII века икона была перенесена в г. Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Эту икону очень почитают не только православные христиане, но и крымские татары.
В этот же день паломники посетили храм Воскресения Христова в Форосе. Храм, и виды, и история места – все наполняло душу возвышенным трепетом и легкостью.
После длительного переезда и насыщенного дня участников группы ждал долгожданный отдых на новом месте пребывания – в подворье монастыря святых Космы и Дамиана в поселке городского типа Партенит. Верхний храм обители освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Всецарица, а нижний – в честь святого Иоанна Готфского. Епископ Готфский Иоанн († 790; память 19 мая/1 июня и 26 июня/9 июля) был родом из этих мест на месте современного пос. Партенит, он был духовником императрицы Ирины. В царствование императоров Льва и Константина Копронима много претерпел от иконоборцев и на таврической земле, защищая права готского города Дорос (современный Мангуп), восставшего против хазар, за что святитель был посажен в темницу в Фулле, но вскоре освобожден за исцеление дочери властителя. Умер святитель Иоанн Готфский в Тавриде в предсказанный им самим день. Однако мощи святого пока не обретены, их место нахождения неизвестно.
Утром другого дня экскурсионный маршрут группы начался с посещения величественного храма Архангела Михаила в Ореанде и Ливадийского дворца семьи Романовых с храмом Крестовоздвижения. Именно в Ливадии, в Крестовоздвиженской церкви, в 1894 г. осуществлялось отпевание Александра II, которое совершил святой Иоанн Кронштадтский; принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (невеста Николая II) приняла здесь православие и при миропомазании святым Иоанном Кронштадтским наречена Александрой Федоровной; здесь совершилось и принятие присяги на верность Российскому престолу последним самодержцем Николаем II. После подробной экскурсии по дворцу, делясь впечатлениями, паломники отметили, что от торжественного величия событий, происходивших здесь, их сердца наполнили умиление и трепет. В завершение дня паломники посетили небольшую часть территории Воронцовского дворца
Следующий день был посвящен посещению Косьмо-Дамиановского мужского монастыря в горном районе Крымского заповедника, где находится источник святых Косьмы и Дамиана. По преданию, в средние века здесь жили святые бессребреники братья Косьма и Дамиан, бескорыстно врачевавшие людей от многих болезней. После их трагической смерти в горах забил святой источник Савлух-Су, к которому за целебной водой многие столетия приходили жители Крыма – как христиане, так и мусульмане. Монастырь запомнился необыкновенной тишиной и умиротворением, а также радушием к путешествующим паломникам.
Далее паломники посетили храм всех Крымских святых и Феодора Стратилата в г. Алуште. Инициатором возведения храма был граф Михаил Семенович Воронцов. В архитектуре и интерьере выражено влияние готического стиля. Возле алуштинского храма во имя Всех крымских святых возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами. Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I в.) были учениками святого апостола Андрея. Родом они были из северной земли Великой Скифии, то есть они ильменьские славяне-русы. Инна, Пинна, Римма были крещены апостолом Андреем, рукоположены в священники и направлены для укрепления веры и утверждения благочестия среди греков и инородцев, проживающих в Босфорском царстве. По пути в Таврию они везде проповедовали христианскую веру и крестили народ. По приказу Херсонесского князя-язычника за христианскую проповедь они были схвачены и преданы страшной казни.
Заключительная остановка состоялась в Топловском женском монастыре. Это замечательное место в Восточном Крыму, куда хочется постоянно возвращаться, где отдыхаешь, и душой, и телом, очищаешься и возрождаешься от погружения в купели. На территории монастыря есть три целебных источника:
– источник святой преподобномученницы Параскевы (считается что вода из этого источника исцеляет заболевания глаз и головы, женские болезни);
– источник святого великомученика Георгия Победоносца (исцеляет болезни опорно-двигательного аппарата), который расположен в лесу в 1,5 км от монастыря;
– источник трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (вода из него исцеляет нервные заболевания), самый дальний и почти не оборудованный. Расстояние до него 3,5 км от источника святого Георгия Победоносца. Местные крымские жители твердо веруют, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая преподобномученица Параскева Римская встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, ежегодно 26 июля (по старому стилю) не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су – источник живой, здоровой воды). И, конечно же, неопровержимым подтверждением преданий было обретение в источнике иконы с изображением святой преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением: по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля по старому стилю) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник). В монастыре также почитают Болгарку Константину (монахиню Параскеву) и игуменью Параскеву (в миру Ольга Ивановна Родимцева (1849-1928).
Каждый день поездки был насыщенным и интересным. Природа Крыма, горы, море, воздух и, конечно же, древнейшие святыни православного мира – все это надолго запечатлелось в памяти. Пять дней пролетели незаметно для всех паломников. Во время поездки каждому довелось отвлечься от повседневной суеты и окунуться в совершенно другой мир – мир святости. После поездки в сердцах паломников остались воспоминания о прекрасных местах, в которых удалось побывать, и, конечно, о людях, с которыми Господь сподобил познакомиться и быть рядом все эти дни.