Председатель Отдела религиозного образования провел встречу с преподавателями, реализующими курс «Основы религиозных культур и светской этики и «Основы православной культуры»

В рамках заседания методического объединения учителей, реализующих курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и конкретно «Основы православной культуры» (ОПК) в общеобразовательных учреждениях города Шахты, при Департаменте образования города состоялась встреча педагогов с председателем Отдела религиозного образования Шахтинской епархии протоиереем Сергием Яценко.

Мероприятие прошло в деле осуществления  дальнейшей совместной работы при реализации целевой долгосрочной стратегии «Шахты – земля духовного наследия».

Руководитель Отдела религиозного образования рассказал педагогам, какое место занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и конкретно «Основы православной культуры» (ОПК) в общем наборе школьных предметов, какова его роль в контексте всей школьной программы. Обсудил с учителями, каковы итоги предыдущих лет преподавания модуля «Основы православной культуры»,  какие достижения и какие трудности возникают при обучении. 

Когда курс ОРКСЭ только появлялся в школе, многие считали, что он приведет к разобщению и даже конфликтам детей внутри одного класса: мол, одни выберут православную культуру, другие исламскую, третьи — светскую этику, это все разобьет детей на враждующие лагеря.

Практика преподавания курса ОРКСЭ показала: опасения, что курс приведет к разобщению и конфликтам в среде детей – не оправдались. Все громкие заявления на этот счет оказались не более чем популизмом.
«Когда мы говорим о рисках в преподавании ОРКСЭ», – сказал руководитель Отдела религиозного образования, «Нам необходимо обратить пристальное внимание на то, как происходит подготовка учителей разных религиозных культур. У христианства, иудаизма и ислама (так называемых «авраамических» религий) есть общее культурно-историческое наследие. Но каждая из этих религий по-своему трактует те или иные события Священной истории, тех или иных ее персонажей. Для каждой из религий чужие трактовки неприемлемы, и потому тут есть почва для конфликта. Так вот, чтобы конфликт исключить, нужно убрать из программ всех модулей ОРКСЭ любые материалы, содержащие критику других религий. Преподавать нужно только положительные знания о своей религии в связи с культурой, образом жизни семьи, народа. И когда говорят о мнимой «безобидности» модуля по основам светской этики, то у нас есть факты преподавания в рамках этого модуля элементов учений деструктивной философско-оккультной, квазирелигиозной направленности из-за некомпетентности самих преподавателей.

Встреча вызвала живой интерес учителей к обсуждаемым вопросам.

В завершение мероприятия священнику был задан вопрос: «В целом, как бы Вы оценили уровень образования, эрудиции нынешних школьников (по сравнению с прошлыми годами), а также — качество преподавания предметов в рамках курса ОРКСЭ»?

«Как Вы понимаете, православная культура в современной школе — это целый образовательный мир, многоуровневый, многогранный и разносторонний. Каждый находит в нем именно то, что он хочет найти. Эта многослойность выражается в самых разнообразных формах: преподавании основ православной культуры на уроках, изучении духовного краеведения и других аспектов православной культуры на внеурочных занятиях, участии в предметных олимпиадах по ОПК и «Наше наследие», различных конкурсах и проектах в области духовно-нравственного воспитания и образования. В частности: «За нравственный подвиг учителя» – для педагогов, конкурс «Красота Божьего мира» – для детей, и т.д. Все они по-своему содействуют развитию знаний о Православной культуре, возрождению отечественных педагогических традиций, семейного благочестия. Очень важно, что из тех  учителей, кто хоть раз соприкоснулся с православной культурой как с учебным предметом – практически никто не сказал о своем разочаровании или бессмысленно потраченном времени. Познание православной культуры это увлекательный процесс и для педагогов, и для учащихся, в котором развитие эрудиции, на мой взгляд, является лишь отражением более глубокого личностного преображения.


Председатель Отдела религиозного образования провел встречу с преподавателями, реализующими курс «Основы религиозных культур и светской этики и «Основы православной культуры» Председатель Отдела религиозного образования провел встречу с преподавателями, реализующими курс «Основы религиозных культур и светской этики и «Основы православной культуры» Председатель Отдела религиозного образования провел встречу с преподавателями, реализующими курс «Основы религиозных культур и светской этики и «Основы православной культуры» Председатель Отдела религиозного образования провел встречу с преподавателями, реализующими курс «Основы религиозных культур и светской этики и «Основы православной культуры»

Еще новости