
Состоялась паломническая поездка по святым местам России. Оптина Пустынь—Москва—Задонск
После молебна о путешествующих и напутственных слов иерея Леонида Зацепилина – руководителя Паломнического отдела Шахтинской епархии, паломники разместились в автобусе и отправились в путь.
Первой точкой маршрута стала Оптина Пустынь — Введенский Ставропигиальном мужской монастырь. Он находится примерно в 2 км от Козельска на берегу небольшой речки Жиздры. Монастырь был основан в конце XIV века одним разбойником, которого звали Опта, но он раскаялся в своих грехах, стал отшельником и удалился в глухой лес, где и стал проводить все свое время в посту и в молитвах, замаливая свои прежние грехи. Об Оптиной Пустыни упоминается уже во время царя Бориса Годунова, он помогал обители материально. Но в Смутное время обитель сильно пострадала и была разорена литовцами.
В 19 веке в Оптину Пустынь потянулись люди, стали там устраиваться, и она стала расцветать.
Паломники смогли побывать на всенощном бдении и Божественной литургии в Казанском храме, приложиться к мощам известных Оптинских старцев. Особое впечатление производит потрясающее мужское пение на клиросе – попеременно на левом и правом, проникновенная проповедь после литургии. Особенные духовные традиции в монастыре сложились относительно исповеди – священник, помолившись, подробно объясняет, как следует исповедаться. Экскурсия по монастырю запомнилась личными яркими рассказами - воспоминаниями экскурсовода о Ските; о том, как к старцу приходили известные люди: Достоевский, Гоголь, Жуков, Толстой; о монахах, убиенных на Пасху 1993 г.
Недалеко от Пустыни в с. Клыково находится Спаса Нерукотворного мужской монастырь, где подвизалась схимонахиня Сепфора, паломники молились на ее могилке, были в ее домике, где у каждого была возможность соприкоснуться с ее жизнью, с ее личными предметами. Еще при жизни матушка Сепфора давала посетителям конфеты – освящалось все это молитвой, потому что замечали: угостит матушка больного такой конфеткой (конфеты и всякие сладости называла она «пустячками»), тот съест и исцелится. От простуды ли, от головной, от зубной боли или еще от чего… Эта традиция сохранилась до сих пор – все желающие могут брать по 3 конфетки, а если кто хочет побольше, то можно принести свои конфеты, положить их, чтобы и другим тоже досталось. В монастыре все пронизано благодатной атмосферой, настраивающей на молитвенный лад.
Еще одно место, связанное духовно с Оптиной Пустынью – Шамордино. Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь была организована при содействии преподобного Амвросия Оптинского, куда он часто приезжал и здесь же мирно скончался. В скором времени должны открыть после реставрации его приемный домик, уже открыли мощи ещё непрославленной первой настоятельницы Шамардино схимонахини Софии, которая очень помогает бездетным. Паломники смогли посетить три источника, находящиеся на территории монастыря и даже дождь не помешал окунуться в купели и набрать воды. В этой обители можно заказать необычные требы - чтение акафистов на 40 дней перед чтимыми иконами.
Следующей точкой маршрута стало прибытие в Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Здесь паломники смогли приложиться к мощам преп. Кирилла и Марии — родителей преп. Сергия Радонежского. Трапеза и размещение на ночлег в монастыре помогли поддержать силы после многочасового переезда из Оптиной Пустыни в Москову.
На следующий день группа отправилась на раннюю Литургию в Троице-Сергиеву Лавру.
Обитель преподобного Сергия Радонежского называют «сердцем России», «центром Православия». Кто бы мог предположить, что построенные двумя иноками маленький деревянный храм, заложенный во имя Святой Троицы, и несколько таких же маленьких келий, разрастутся со временем до одного из самых крупных в России монастырей – центра духовного образования. Действительно, сюда стремятся многие поколения паломников самого разного социального происхождения, из разных стран, чтобы поклониться святым мощам преподобного Сергия. Здесь все свидетельствует о святости, проникнуто духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры.
Величайшей святыней Лавры является рака с мощами преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. Возле них непрестанно с самого утра и до самого вечера совершаются молебны с акафистами. У раки преподобного Сергия испрашивают помощи во многих делах. Святой всегда откликается на людские просьбы. Не случайно его называют защитником и покровителем русского народа. В высоком иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 4 / 17 июля).
Ещё одно примечательное место, куда хотят попасть паломники, всякий раз оказываясь в стенах святой обители – святой источник, расположенный к юго-западу от Успенского собора. Он был ископан когда-то самим святым. В источнике всегда можно испить святой воды и даже взять с собой эту целебную святыню.
Серапионова палата – главная сокровищница обители, под сенью которой находятся главные святыни Троице-Сергиевой Лавры. Находится она в пределе Троицкого собора. Попасть в это место довольно просто. Достаточно лишь подойти к дежурному монаху и попросить разрешения пройти в палату. Именно здесь покоятся останки главных настоятелей обители: святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
Приложившись к святыням лавры, паломники направились в Покровский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). С 1998 года обитель является местом нахождения мощей блаженной старицы Матроны. Святая блаженная Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых православных святых. Поток паломников, чтобы приложиться к её святым мощам, не иссякает и сегодня. По традиции паломники купили цветы в ближайшем магазинчике, чаще всего принято покупать белые розы и хризантемы – их старица Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. Ещё перед смертью святая сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Паломники сподобились приложиться к мощам св.блаж. Матроны Московской и обратиться с самыми сокровенными просьбами о помощи.
В завершении поездки группа побывала в Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре, история которого тесно связана с памятью о святителе Тихоне Задонском. Это небесный покровитель обители и молитвенник перед Престолом Божиим. Святитель, живя на покое в мужском Богородицком монастыре Задонска, любил уединяться в живописные окрестные леса. Одним из излюбленных его мест был источник на берегу лесной речки Проходни. Сюда он часто ездил на одноколке, запряженной утомленной годами лошадкой, которую ласково называл Старик. Уезжал он в это место, которое называл «прекрасное, дивное, тихое – аки рай земной», в поисках молитвенного уединения, «чтобы меньше в ушах звенело и менее глаз видел». По преданию, именно в том месте на территории монастыря, где сейчас находится «келья Тихона Задонского» находился некогда шалашик или времяночка, в которой Святитель укрывался от непогоды и молился. Каждое лето приезжают в обитель дети из воскресных школ Липецка, Воронежа и других, даже удаленных, городов. Жизнь в монастыре, ежедневное богослужение укрепляет детей в вере, дарит радость. Каждый раз, уезжая, дети снова хотят вернуться. Паломники группы так же сподобились от Господа духовного укрепления через схимонахиню Николаю – духовную дочь Иоанна Крестьянкина, которая побеседовала с ними.
Последней точкой маршрута стал источник свт. Тихона Задонского и Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где покоятся мощи свт. Тихона Задонского. Домой паломники направились укрепленные духовно, каждый унес в сердце частичку благодати и память о важной встрече.