АРХИМАНДРИТ РОМАН (КРАСОВСКИЙ): «ГОСПОДЬ НАС ХРАНИТ. МЫ МОЛИМСЯ, ЧТОБЫ КОНФЛИКТ ПОСКОРЕЕ ЗАКОНЧИЛСЯ»

На Ближнем Востоке – новая вспышка насилия. О том, как она затрагивает Русскую духовную миссию Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), порталу Православие.ру рассказал начальник миссии архимандрит Роман (Красовский).

Архимандрит Роман (Красовский)Архимандрит Роман (Красовский)

– Отец Роман, что происходит сейчас на Святой Земле?

– Прямо сейчас страна находится в состоянии чрезвычайной ситуации. В разное время, в течение дня или ночью, летят ракеты. В Израиле нас предупреждают об атаках, и минут за десять мы получаем уведомление по телефону. Но у палестинцев этого нет.

– Как сложившаяся ситуация затронула миссию?

Миссия живет обычной жизнью, богослужения продолжаются

– Мы уже привыкли к таким вещам. Миссия живет обычной жизнью, богослужения продолжаются. Конечно, нам нужно быть осторожными, в случае атаки искать убежище и оставаться там. Но жизнь продолжается. Конечно, к нам не могут приезжать паломники, и это проблема. Все авиарейсы отменены на несколько недель вперед. Мы молимся о том, чтобы все это поскорее закончилось.

– Вы чувствуете себя в изоляции?

– (смеется) Лично я – нет. Потому что я живу в монастыре. Мы все живем в монастырях и находимся, если можно так сказать, в изоляции от мира. Но, с другой стороны, да, чувствуется напряжение.

– Я очень надеюсь услышать от вас отрицательный ответ: никто из членов миссии и прихожан не пострадал?

– Нет, кажется, никто из православных людей не пострадал. Ни наши монастыри, ни наше имущество также не пострадали. В основном ракеты нацелены на Тель-Авив, но бывает, мы видим, как они летят и через Иерусалим, и как их тут уничтожают. Я даже снял такой «пролет» из окна своей келлии. Это было над Елеонским монастырем Вознесения Господня.

Елеонский Спасо-Вознесенский монастырьЕлеонский Спасо-Вознесенский монастырь

– А храм Гроба Господня, другие святыни открыты? Народ приходит туда?

– Не знаю, как сейчас, но в первые дни, когда начались эти атаки, они были закрыты.

– Какие эмоции переживаете сейчас вы, другие члены миссии?

– Ну, какие?.. Не знаю, с одной стороны, может быть, я уже привык к таким вещам. Но, с другой, я уже говорил: жизнь продолжается. Ну, хорошо – бомбежка, но она через 10 минут заканчивается, и мы продолжаем делать то, что делаем.

Страшно? Конечно, люди боятся, конечно, это неприятно. Но все-таки большинство ракет сбивают, и мало что достигает цели. Конечно, иногда это случается, и уже есть погибшие и раненые. К сожалению, удары в основном направлены на жилые районы, а не на военные объекты.

– Что вы можете сказать по поводу эвакуации мирных жителей и оказания им гуманитарной помощи?

– О том, что происходит в Газе, сказать ничего не могу. Армия там продолжает операции, и конечно, люди страдают. Что же касается Палестины, то там много арестов, дороги зачастую перекрыты. Например, Вифания находится всего в 20 минутах езды от нашего монастыря, но если бы я решил туда поехать, то вряд ли попал бы туда.

– А что насчет эвакуации?

– Насколько мне известно, никого не эвакуируют. Из Газы вообще никого не выпускают. В Израиле люди хорошо подготовлены, и когда звучат сигналы тревоги, все идут в убежища.

– Вы сказали, что уже привыкли к таким ситуациям. Меня это потрясло. Как можно привыкнуть к таким ситуациям, и что помогает пережить их?

– (смеется) Мы все ходим под Богом. Если суждено, чтобы ракета свалилась мне на голову, – ну, что ж я могу поделать? Конечно, нужно принимать меры предосторожности, когда необходимо – спрятаться в укрытие. Здесь, на Ближнем Востоке, это уже как часть жизни.

Но на самом деле, все не так страшно, как, может быть, кажется после телевизионных репортажей. Конечно, опасно – в том смысле, что падают ракеты, гибнут люди. Но, с другой стороны, мы с вами разговариваем, и здесь сейчас тихо. Может быть, вечером раздастся сирена и будут лететь эти штуки, но пока на Иерусалим ничего не упало.

– Миссия живет за счет пожертвований и помощи извне. Как она справляется сейчас, и как будет справляться в ближайшее время?

Мы надеемся, что Господь помилует, и люди снова смогут приезжать

– Конечно, монастыри находятся в затруднительном положении, у них нет дохода. Но мы надеемся, что Господь помилует, и люди снова смогут приезжать. Сейчас, с новой волной войны, стало немножко хуже и туже. Вот на Пасху и во время Великого поста было сравнительно много паломников, даже из России люди приезжали. Но сейчас все закрыто, все запланированные паломничества отменены.

Слава Богу, недавно у нас был Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Николай, Митрополит Марк Берлинский приезжал с паломнической группой из 60 человек. Мы ждем новые паломничества в августе, но посмотрим, что будет. Господь нас хранит.


С архимандритом Романом (Красовским)
беседовал Дмитрий Злодорев