Доклад епископа Шахтинского и Миллеровского Симона на годичном собрании духовенства Шахтинской епархии

Всечестные отцы благочинные, отец наместник, настоятели и клирики приходов!

Сегодня мы традиционно собрались в гостеприимном Дворце культуры поселка Каменоломни для анализа и подведения итогов жизни и деятельности Шахтинской епархии в уходящем 2024 году.

Подходящий к концу год для всего мира и для нашей Церкви является непростым, мы по-прежнему сталкиваемся с рядом вызовов и сложными обстоятельствами, оказавшими влияние на несение нашей службы Богу и обществу. Вместе с тем, можно с уверенностью констатировать, что уходящий в историю год был наполнен и рядом позитивных событий, свершений и достижений. С помощью Божией мы продолжаем развивать основные виды церковного служения, и результаты этой деятельности имеют конкретное измерение, они будут наглядно представлены в цифрах и фактах.

По современному состоянию, в Шахтинской епархии 17 территориальных благочиний, а также одно благочиние архиерейских подворий. На 196 приходах (142 храмах, 56 приписных храмах и 24 часовнях), а также в епархиальном монастыре совершают служение 123 штатных клириков, из которых 115 священников и 8 диаконов. На декабрь 2024 года в Шахтинской епархии действует 67 воскресных школ, не имеющих статуса юридического лица.

В 2024 году были сооружены: поминальная часовня во славу Воскресения Христова в х. Новоивановка Миллеровского района и храм Покрова Пресвятой Богородицы в х. Карповка Багаевского района.

Продолжается строительство следующих новых храмов:

храм во имя святителя Николая Чудотворца в х. Пичугин Чернышевского благочиния; храма в честь образа Пресвятой Богородицы Спорительницы хлебов в х. Самбуров Каменского района; храма на территории воинской части г. Миллерово.

По оценкам Управляющего делами и ряда руководящих сотрудников Московской Патриархии, Шахтинская епархия является динамично развивающейся.

В завершающемся году в управлении епархией мне помогал Епархиальный совет. Шахтинское епархиальное управление успешно координировало взаимодействия между Управляющим епархией, епархиальными отделами и комиссиями, благочиниями и приходами. Сотрудники управления предоставляли консультации канонического и духовного характера. Благодаря современным средствам коммуникации благочинные, настоятели и наместник епархиального Покровского монастыря всегда находились в контакте со мной и Епархиальным управлением. В кратчайшие сроки по приходам и в монастырь распространялись указания священноначалия, официальные документы и корреспонденция. Оперативно осуществлялась связь с духовенством.

Особую помощь в координировании работы по разным направлениям церковного служения мне оказывали епархиальные отделы и комиссии, чья деятельность отличалась усердием и высоким исполнительским уровнем.

Ряд гуманитарных центров епархии регулярно оказывал и оказывает помощь разным категориям нуждающихся.

В качестве координирующего и методического центра по вопросам церковного образования и катехизации, взаимодействия с государственной и иными системами образования выступает Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. При Отделе функционирует Совет директоров воскресных школ. Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации в 2024 году провел ряд традиционных конкурсов.

Важным направлением деятельности епархиальных структур остается вопрос выбора и преподавания Основ православной культуры в средних общеобразовательных школах. Процент выбора школьниками этого модуля на территории Шахтинской епархии составил 78,14% из общего числа школьников четвертых классов. В нынешнем году отмечен значительный рост этого показателя по сравнению с несколькими предыдущими годами.

Приходы и организации, находящиеся на территории Шахтинской епархии откликнулись на приглашение со стороны епархиального руководства и приняли участие в международном грантовом конкурсе под эгидой Русской Православной Церкви «Православная инициатива».

Паломническим отделом епархии был совершен ряд поездок по святым местам России и региона.

Социальное служение в епархии выражается в различных формах церковной благотворительности, общеепархиальных социальных проектах и акциях. Помощь в организации социального служения на приходах оказывают сестричества милосердия, которые с духовенством ведут постоянную работу по опеке ряда государственных социальных учреждений для детей, а также учреждений для престарелых и инвалидов. В хуторе Маркин Октябрьского района продолжает функционировать первое в Ростовской области круглосуточное реабилитационное отделение областного наркологического диспансера. В родовспомогательных медицинских учреждениях проводятся акции по противодействию абортам, психологическая и материальная поддержка будущих мам.

В епархии в 2024 году обновлен единый реестр памятников церковной архитектуры, включающий в настоящее время 50 объектов. В нашей епархии расположены памятники архитектуры, являющиеся объектами охраны регионального значения, некоторые из которых не являются собственностью епархии.

В 2024 году продолжила свою работу епархиальная комиссия по канонизации святых. Продолжается сбор информации по ряду священнослужителей, принявших мученическую смерть или подвергшихся репрессиям в богоборческое время.

Все события епархиальной жизни находят отражение на официальном сайте Шахтинской епархии, который ежедневно обновляется. Епархиальные пресс-служба и информационное агентство продолжают сотрудничать с местными, региональными, федеральными и международными электронными и печатными СМИ. Церковную страничку сегодня имеет местная пресса во многих муниципальных образованиях Ростовской области. На постоянной основе осуществляется сотрудничество с шахтинской газетой «Шахтинские известия». Духовенство епархии и сотрудники Епархиального управления регулярно выступают на местных радио- и телевизионных каналах.

Основной акцент во взаимодействии Шахтинской епархии с силовыми структурами сегодня делается на окормление военнослужащих Министерства по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и Министерства обороны.

В 2024 году продолжались труды епархиального духовенства по окормлению казачьих обществ. Активно трудился в нынешнем году отдел по взаимодействию Церкви и общества.

Я неоднократно встречался и беседовал, обсуждая ряд актуальных проблем и вопросов с главами администраций муниципалитетов, расположенных на канонической территории епархии.

Всечестные отцы, большинство из вас в меру своих сил и способностей добросовестно несет труды на ниве Христовой, стремясь возгревать дар Божий, который есть в каждом из нас через рукоположение. Благодарю вас за ваши каждодневные труды.

Мы помним слова апостола Павла из первого послания к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5,16-18). Священное Писание и Святые Отцы Церкви неоднократно напоминают нам о том, что молитва Богу является необходимостью для человека. Но, порой мы становимся свидетелями, что в жизни церковных людей, в том числе священнослужителей, иногда происходит охлаждение, отстранение от молитвы. И здесь речь идет не об оставлении молитвы как таковой, а о допускаемой утрате твердой и незыблемой веры в то, что человеческая молитва неизменно слышится Богом. Случается, что в молитве не взыскуется личное общение с Господом, но с разной степенью последовательности и усердия выполняются лишь некоторые формальные обязательства. Особенно трагично, когда этим человеком в какой-то период жизни становится священнослужитель. Но, если молитвенная жизнь клирика угасает, если она отходит на периферию его внутреннего мира, то каковы бы ни были его достижения в иных областях, он, по сути, становится, по слову Господнему, гробом подкрашенным (Мф. 23,27). Таковой священнослужитель, по выражению апостола, может иметь вид благочестия (2 Тим. 3,5) и даже достигать тех или иных успехов, но такое его внешнее благополучие будет противоречить его основному призванию. Порой священник становится в первую очередь прорабом или администратором, а не служителем алтаря и пастырем для своего прихода.

Для любого священнослужителя нет ничего выше и драгоценнее, чем совершение святейшего таинства Божественной Литургии. И, по словам нашего Первосвятителя, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «если священнослужитель находит повод для того, чтобы заняться чем-то другим вместо Литургии, если он имеет возможность прийти на богослужение, а предпочитает этому другие занятия, оправдывая себя усталостью, занятостью, домашними хлопотами или иными причинами, то это очень тревожный звонок». У каждого из нас есть то, что остается неизменным и непреложным в любых условиях: это наше служение, суть которого замечательно и исчерпывающе сформулирована в молитве на иерейскую хиротонию, которая когда-то была прочтена над нами. А именно: что бы ни происходило в мире, мы должны с неизменной ревностью предстоять жертвеннику Великого Бога, возвещать Евангелие Царствия Его, священнодействовать слово истины Его, приносить Ему дары и жертвы духовные, обновлять людей Божиих через купель пакирождения.

Вот уже третий год предметом особого церковного внимания является благотворительная поддержка жителей Донбасса и Новороссии, а также пастырское окормление воинов, несущих свое ратное служение на передовой. Наша епархия расположена на территориях, которые фактически являются прифронтовыми. Мы не понаслышке знакомы с проблемами беженцев. Считаю справедливым отметить труды епархиальных социальных структур и многих приходов, клир и прихожане которых объединились в помощи, как мирному населению, так и защитникам Отечества. Эти труды важны и действительно востребованы, они укрепляют гражданское единство, столь необходимое в нынешние непростые времена. И самое главное – в них исполнение заповеди Божией о милосердии. Всем трудящимся на этом поприще клирикам, всем неравнодушным прихожанам выражаю глубокую благодарность за то, что они жертвуют своим временем, силами и средствами для поддержки воинов и пострадавших мирных людей.

Всечестные отцы, будем же усиленно молиться Господу Богу словами молитвы о Святой Руси, дабы Он, призрев в милости на нас, смиренных рабов Своих, услышал и помиловал нас в то время, когда хотящие брани ополчились на Святую Русь, желая разделить и погубить ее единый народ. Будем просить у Бога, чтобы Он воздвигся в помощь нам, людям Его, и подал нам силою Своею победу.

Важной проблемой современного российского общества, в том числе и для нашего региона, остается умножение нашего народа. Тема устроения жизни семей актуальна не только в завершающемся году, объявленном Президентом нашей страны Годом семьи. Благополучие семьи – малой Церкви является необходимым условием для выживания нашего Отечества. Защита семьи и семейных идеалов должна осуществляться, в том числе через экономические решения на общероссийском уровне, но нравственная и духовная стороны этой проблемы должны звучать с церковных амвонов.

Коснусь еще одного важного вопроса – о значимости наших церковных традиций. Православная традиция подразумевает нравственное совершенствование человека, стяжаемое в богочеловеческом организме Церкви силой богооткровенного нравственного учения и при благодатной синергетической помощи Божией. Традиция это коммуникативное средство, которое включает в себя преемственность, сохранение и передачу знаний. Традицию можно сравнить с руслом реки, а предание – с ее потоком. Как волны текут от истока до устья реки, но поток остается одним и тем же, – так предание, охраняемое традицией, проходит через века и тысячелетия, оставаясь единым во времени. Традиция есть жизнь Церкви – мистического Тела Христова – в историческом ее воплощении. Если нет исторической жизни Церкви – традиции, – то нет и самой Церкви.

Важно понимать значимость традиции, относясь творчески к ее воспроизводству, но, не теряя ее сути и глубинного содержания. И здесь важно многое, казалось бы внешнее. Говоря о конкретных приходских примерах неуважения к традиции, можно упомянуть неуместное использование священниками публично, в храме, электронных гаджетов, заменяющих требник. Такие действия не только не эстетичны, но вызывают недоумение и соблазн у прихожан. Также противны преданию и бросают тень на нашу искренность используемые в храмовом строительстве и благоукрашении церковных интерьеров современные неуместные материалы, более приличные торговому ларьку или выставочному павильону, нежели Дому Божиему. Пластик и имитация благородных материалов в храме выглядят неорганично и являются подделкой, что в сакральном пространстве совершенно недопустимо.

В этом же ряду стоят и самовольно изменяемые в сторону упрощения и необоснованно сокращаемые чинопоследования треб, а также невнятное, порой скороговоркой совершаемое клириками и чтецами чтение на богослужениях. Напоминаю о необходимости обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов, заботится о внятном и благозвучном пении церковных хоров. Не следует и неоправданно затягивать богослужение или увлекаться слишком продолжительными проповедями, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда следует совершать благоговейно, ничто не должно нарушать его красоту.

Священник призван соблюдать присущее его священному сану достоинство как в храме и в быту, так и в информационном пространстве, должен быть в буквальном смысле слова безупречным – образцом для верных в слове, в образе жизни, в вере, в чистоте (1 Тим. 4,12).

Дорогие отцы! Всех вас, – а через вас всех прихожан храмов, а также насельников нашего епархиального монастыря – благодарю за совершаемое служение, за молитву, в том числе за молитву обо мне, которая укрепляет меня на пути архипастырского служения. Да хранит всех нас Пастыреначальник и Господь наш Иисус Христос в верности и любви к тому великому делу, которое Он вручил нам, и да совершится Его сила в нашей немощи (Кор. 12,9).

Призываю всех вас продолжать достойно нести спасительные труды идущего Рождественского поста. Поздравляю вас с приближающимся великим праздником Рождества Христова. Прошу передать мое благословение всем прихожанам.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Его всесильная помощь да сопутствует всем нам в служении Святой Церкви.