ДУХ ПРАВОСЛАВИЯ В БАСНЯХ И.А. КРЫЛОВА

Имя Ивана Андреевича Крылова (1769–1844), русского писателя, баснописца и драматурга, широко известно у нас в стране. Его басни знают и любят все – и дети, и взрослые. Крылов, обладая редким даром баснописца, возвел басню на уровень классического совершенства. С 1809 по 1843 год им было написано свыше 200 басен, которые принесли ему заслуженную славу. Популярность Крылова в России превосходила все границы: тиражи его произведений превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. По его басням учились грамоте представители высших сословий и дети из простых семей. Н.В. Гоголь сказал, что басни Крылова есть «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа». В наше время басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.

Популярность Крылова в России превосходила все границы

Родился И.А. Крылов 2 февраля 1769 года в Москве, в семье скромного армейского офицера. Его отец умер, когда Ивану было 9 лет. Семья бедствовала, поэтому будущему баснописцу рано пришлось начать трудиться – служить мелким чиновником в казенной палате. По бедности он не имел возможности получить систематическое образование, но благодаря упорному труду в овладении науками стал широко образованным человеком: владел итальянским, французским, древнегреческим языками; виртуозно играл на скрипке. В 15 лет он написал комическую оперу «Кофейница», а в 20 лет стал издавать свой журнал «Почта духов». В течение 30 лет служил главным библиотекарем Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге. Был избран членом Императорской Российской академии, академиком Академии наук по отделению русского языка и словесности. Женат не был. Скончался 9 ноября 1844 года. Перед смертью «с истинным христианским чувством приобщился он Святых Таин и произнес слабым голосом: “Господи, прости мне мои прегрешения!” – и глубоко вздохнул…» – вспоминал биограф Крылова М.Е. Лобанов.

Басня – это «короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки». В баснях действуют животные, наделенные человеческими чертами характера. В коротких незамысловатых историях заключена житейская мудрость, собран многовековой опыт народа; в них вырисовывается целостная картина жизни современной автору России.

В крыловских баснях присутствует русский дух. Современный Крылову литератор Петр Плетнев писал:

«В Крылове мы видим перед собой верный, чистый, совершенный образ Русского. Его индивидуальную духовность всего точнее можно уподобить слитку самородного золота, нигде не проникнутого даже песчинкой постороннего минерала».

В.Г. Белинский отмечал народность басен Крылова:

«В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».

Ну, а какой же русский без Православия!

Басни Крылова – это художественные шедевры. Они написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью. «Ни один из поэтов не сумел… выражаться так доступно всем, как Крылов», – свидетельствовал Н.В. Гоголь. Многие изречения из его басен вошли в разговорный обиход, стали крылатыми словами: «услужливый дурак опаснее врага», «а Васька слушает да ест», «худые песни Соловью в когтях у Кошки», «а ларчик просто открывался», «страшнее Кошки зверя нет» и проч.

Крылов в своих баснях призывает соотечественников бороться со страстями, в которых видит причину жизненных бедствий

В баснях Крылов порицает низменные страсти и грехи: гордость, тщеславие, сребролюбие, прелюбодеяние, лесть, угодничество, ложь, лень. Крылов в своих произведениях призывает соотечественников бороться со страстями, в которых видит причину жизненных бедствий: именно они лежат в основе всех грехов, они растлевают душу, удаляют от Господа. «Борьба со страстями – необыкновенно полезна», – писал свт. Игнатий (Брянчанинов). Но крыловская басня не только обличает людские недостатки, но и назидает, поучает, указывает пути их исправления. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в статье «Религиозное сознание в русской литературе. Крылов» писал, что Крылов подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить. Кажущаяся простота сюжета подчас препятствует читателям раскрыть глубинный, философский смысл его басен.

Крылов считал Православие главной духовной ценностью русского народа. В крыловских баснях можно обнаружить духовную связь с Библией и Православием: многие его басни являют собой образную иллюстрацию некоторых мест Священного Писания, и в этом отношении они сродни притчам. Сам Иван Андреевич писал о Библии:

«Это великая книга, в которой показана борьба добра и зла, это книга-наставник, дающая ответ на все вопросы. Это – первая книга».

Иллюстрация к басне «Василек»Иллюстрация к басне «Василек»

Библейский мотив звучит в басне «Василек» (1823), в которой говорится о Всемогущем Боге и слабом человеке, надеющемся на помощь своего Творца. Смиренный Василек ждет восхода солнца, которое оживит его, поникшего, почти увядшего, к тому же унижаемого за незначительность в сравнении с другими цветами. Здесь утверждается истина о том, что солнце изливает свой свет на всех людей и живит своими лучами каждого, не разбирая величины и значения человека:

Куда лишь луч его достанет, там оно
Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,
И радость по себе и счастье оставляет…

«Так еще раз напоминается истина: Бог, Его Промысел на всех равно распространяет Свою милость и любовь – никто не должен оставлять веры и надежды на это. “Господь Бог есть солнце и щит” (Пс. 83: 12)», – пишет доктор богословия М.М. Дунаев об этой басне в работе «Вера в горниле сомнений».

Иллюстрация к басне «Крестьянин и Лошадь»Иллюстрация к басне «Крестьянин и Лошадь»

Поучительна басня «Крестьянин и Лошадь» (1830). Лошадь, наблюдая, как Мужик засевал поля овсом, осуждает его: по ее мнению, можно было с большей пользой употребить то зерно, например, накормить скотину или припрятать. Глупая Лошадь не понимает, что Крестьянин поступает мудро, рассчитывая на будущий урожай. Крылов заканчивает басню поучением:

Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?

Истинны слова Господа Бога: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8–9).

Религиозная мудрость Крылова проявляется в басне «Водопад и Ручей» (1817), в которой порицается гордыня, лишающая человека спасения; эта басня учит смирению. Огромный Водопад удивляется, откуда у кроткого маленького Ручейка столько гостей. Ему, гордому и самовлюбленному, понятно, когда люди приходят любоваться им, величественным Водопадом. А что заставляет людей приходить к едва заметному Ручейку? Оказывается, что к Ручью приходят за целебной водой – лечиться. Так скромный Ручей оказывается полезнее заносчивого и надменного Водопада. Истинная добродетель часто скромна и незаметна.

Иллюстрация к басне «Лань и Дервиш»Иллюстрация к басне «Лань и Дервиш»

В басне «Лань и Дервиш» (1814) Крылов раскрывает сущность истинной любви – это жертвенность и бескорыстие. О такой любви свидетельствует св. апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует… любовь… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» (1Кор. 13: 4).

Молодая Лань, потеряв собственных детенышей, стала кормить своим молоком двух маленьких волчат. Дервиш осуждает безрассудство Лани, на что та возражает ему: «Мне чувство матери одно теперь лишь мило». Этой басней Крылов хотел сказать, что добрые дела совершаются без расчета на благодарность, что смысл жизни состоит в жертвенной, бескорыстной любви, которая «милосердствует и не ищет своего».

Оптинские старцы любили басни Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них

Оптинские старцы любили басни Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так, архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке великого старца лежала книга басен Ивана Андреевича. Отец Амвросий среди дня, во время приема множества людей, наскоро обедая, просил почитать вслух одну-две басни Крылова и часто для преподавания своих мудрых мыслей прибегал к ним. Так, он велел монахине Шамординского монастыря прочесть вслух басню «Ручей». Это басня о ложном смирении, которое ведет к греху осуждения. Маленький и прозрачный ручей осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы». Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще больше, чем река. Моральная сентенция такова:

Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!

Иллюстрация к басне «Обоз»Иллюстрация к басне «Обоз»

Басня «Обоз» (1812) является откликом на мудрую, осторожную тактику М.И. Кутузова в кампании 1812 года. Во время Отечественной войны 1812 года русский царь, генералы и общество осуждали Кутузова за то, что у него нет быстрых побед над Наполеоном. А Крылов славит мудрость и опыт Михаила Илларионовича, в итоге победившего прославленного полководца Наполеона. В басне рассказывается о том, что молодая Лошадь, видя, как старый Конь с возом медленно и осторожно спускает с горы воз с горшками, упрекнула его в нерешительности, похвасталась, что она так «махнет», что и «минуты не потратит». Помчалась Лошадь быстро вниз, а воз раскатился и стал на нее напирать, а потом и вовсе опрокинулся в овраг, где и горшки разбились, и сама Лошадь погибла. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал в 1877 году одной из своих духовных чад:

«Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки».

Басню Крылов заключает словами:

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Здесь обличается самонадеянность и бахвальство неопытных молодых людей, которые считают себя умнее всех.

Глубинный смысл басен подчас скрыт от читателей, поэтому каждый из них толкует ее по-своему

Глубинный смысл басен подчас скрыт от читателей, поэтому каждый из них толкует ее по-своему. Так, один читатель увидит в известной басне «Стрекоза и Муравей» (1808) лишь то, что лежит на поверхности, – обличение праздности, которая наказывается. Трудолюбивый Муравей говорит беспечной Стрекозе: «Ах, ты пела, это дело, так поди же попляши». Вспомним в связи с этим слова св. апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3: 10). Иной читатель будет считать, что басня учит позаботиться в молодые годы о материальном обеспечении старости, а религиозно настроенный человек увидит в ней указание на необходимость работать над собой, чтобы земной жизнью заработать себе Царствие Небесное, которое «силою берется» (Мф. 11: 12). Преподобный Анатолий Оптинский написал в Елец одной девушке, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь:

«Вчера или 3-го дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова: “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, т.е. помнила бы, что за сладострастию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом… И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, т.е. кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Иллюстрация к басне «Безбожники»Иллюстрация к басне «Безбожники»

Отступление от религиозных истин Крылов обличает в басне «Безбожники» (1813), которая основана на мифе о борьбе Титанов, детей земли, с богами Олимпа. В ней рассказывается об одном народе, который до того «в сердцах ожесточился», что решил покарать само Небо. Зевс, видя дерзость безумцев, медлит с мщением: если эти люди в своем воинственном неверии будут упорствовать, считает он, то они сами «от дел своих казнятся». Так и случилось: те камни и стрелы, которые бунтовщики швыряли в небо, «с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, на собственные их обрушились главы».

Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час…

Глубокая христианская мысль заключена в басне «Сочинитель и Разбойник» (1816), где Сочинитель «разливал в своих твореньях яд, / Вселял безверие, укоренял разврат». После его смерти в аду идет одновременный суд над ним, чьи произведения пагубно влияли на читателей, и Разбойником, который при жизни грабил путников на большой дороге. Сочинитель получил в аду бо́льшее наказание, нежели грабитель, ибо греховные дела Разбойника закончились с его смертью, а «яд творений» Сочинителя «не только не слабеет, но, разливаяся, век от веку лютеет»:

Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.

«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7), – учит Господь. В частности, злоупотребление печатным словом приносит больший вред, чем открытый разбой.

Басня «Зеркало и Обезьяна» говорит о грехе осуждения

Басня «Зеркало и Обезьяна» вышла из-под пера Крылова в 1816 году. В ней говорится о грехе осуждения. Обезьяна, не узнав свое отражение в зеркале, стала смеяться над собой и уверять, что многие ее кумушки похожи на эту мерзкую рожу. «Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться», – говорит баснописец. Свои недостатки в себе мы редко замечаем, а потому прежде, чем осуждать недостатки других, лучше внимательно посмотреть, нет ли их у тебя самого. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3) – поучает Иисус Христос в Нагорной проповеди.

Немалый грех и трубить перед собою о своих добрых делах («Две бочки»).

Крылов не раз пишет в своих баснях о сетях, в которые попадают то обезьяны, то медведь. Сеть – это библейский образ коварных действий искусителя-сатаны, старающегося уловить души людей, совратить их в грех и погибель.

В басне «Бедный Богач» (1828) обличается страсть сребролюбия. Об этой страсти святой апостол Павел писал в Послании к Тимофею: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим. 6: 10), которое губит человека. Сюжет басни таков: Бес подарил бедняку волшебный кошелек, из которого бедняк постоянно мог вынимать золотые монеты. Но бес поставил условие: «Истратить одного червонца ты не волен, / Пока в реку не бросишь кошелька». У бедняка скопилось много денег, но всякий раз, когда он решал расстаться с кошельком, в его голове рождалась лукавая мысль: «А почему бы мне не быть богаче вдвое?» – и продолжал вытаскивать червонцы из кошелька. В итоге мудрец Крылов пишет:

Таскал, таскал… и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион.

Деньги беспощадно губят алчного человека. Д.И. Тихомиров писал об этой басне:

«Когда богатство становится целью жизни, человек делается его рабом: нет границ и меры в его желаниях, нет радостей и счастья в его жизни, – и он сам себе лиходей».

Иллюстрация к басне «Откупщик и Сапожник»Иллюстрация к басне «Откупщик и Сапожник»

Бессмысленное тяготение к земным сокровищам показано и в басне «Откупщик и Сапожник» (1811). В ней рассказывается о том, как богач, страдавший бессонницей, подарил бедняку мешок с деньгами, но Сапожник, в свою очередь, утративший прежнее спокойствие, вернул Откупщику подарок со словами:

Вот твой мешок, возьми его назад:
Я до него не знал, как худо спят.
Живи ты при своем богатстве:
А мне, за песни и за сон,
Не надобен ни миллион.

И в самом деле, земные сокровища не приносят человеку счастья. Богатство отравляет жизнь богачей, которые постоянно боятся потерять его: они боятся разориться, боятся воров. В то время как бедные, по мнению баснописца, живут спокойно, весело и беззаботно. Господь предупреждает:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Мф. 6: 19–20).

В басне «Слон и Моська» собачонка, желая произвести впечатление на окружающих, лает на проходящего по улице Слона. «Ай, Моська! знать, она сильна, / Что лает на Слона», – такую похвалу желает она услышать от знакомых собак. Басня высмеивает тех людей, которые из зависти к чьему-либо таланту или высокой должности нападают в печати на известных личностей с целью создания себе рекламы, приобретения популярности в обществе. Они начинают клеветать на человека, издеваются в СМИ, измышляют всякие небылицы о нем. «Моськи» лают на Президента, Правительство, Патриарха. А мудрый и величавый «Слон» идет своей дорогой, не обращая на них никакого внимания.

В басне «Лягушка и Вол» (1808) Лягушка лопнула от зависти, пытаясь раздуться до размеров Вола. По святоотеческому учению, зависть – весьма губительное зло. Из Евангелия известно, что иудеи предали Христа из зависти (см.: Мф. 27: 18)!

В басне «Пчела и Муха» (1823) Крылов осуждает праздность и прославляет труд на благо общества. Лентяйка Муха пытается унизить Пчелу за то, что та целый день «трудится от рассвета до заката», в то время как Муха живет легко и беззаботно, летает по балам и гостям, и в городе ей знакомы дома всех вельмож и богачей. Высокомерная Муха гордится праздным образом жизни. Пчела отвечает ей, что назойливая Муха никому не мила, что ее выгоняют со стыдом из каждого дома. Автор осуждает людей, подобных Мухе, за их безнравственное существование. Ленивый, праздный человек, по мнению Крылова, не заслуживает уважения.

Поучительна басня «Волк и Кот», которая как бы иллюстрирует слова Господа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7: 12). Волк, спасаясь от преследовавших его охотников, прибежал в деревню, но никто из ее жителей не пожелал дать ему убежище, так как он в разное время причинил всем вред: у одного крестьянина ободрал барана, у другого – утащил овцу, у третьего – зарезал теленка. Заканчивается басня моралью: «Что ты посеял – то и жни».

Иллюстрация к басне «Троеженец»Иллюстрация к басне «Троеженец»

Не обходит Крылов и темы супружеской измены. Басня «Троеженец» (1814) начинается так: «Какой-то греховодник женился от живой жены еще на двух». Узнав об этом, царь повелел судьям судить его самым строгим образом, и судьи вынесли приговор: «жен отдать ему всех трех». Через четыре дня после этого троеженец удавился:

И этот приговор такой наделал страх,
Что с той поры на трех женах
Никто в том царстве не женился.

Так в шутливой форме баснописец порицает грех прелюбодеяния, считающийся смертным грехом. Седьмая заповедь Божья гласит: «Не прелюбодействуй!» – ибо нарушение супружеской верности разрушает семью, лишает супругов душевного покоя.

Неблагодарность и эгоизм осуждаются в басне «Свинья под Дубом» (1823). Свинья, наевшись желудей, стала подкапывать корни Дуба. Ворон предупреждает Свинью, что дерево может засохнуть, если повредятся его корни.

«Пусть сохнет, говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит…
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

Свиньи не могут поднять голову вверх, как и многие люди не размышляют над величием созданного Богом мира

Известно, что свиньи не могут поднять голову вверх, как, впрочем, и многие люди годами не поднимают своей головы к небу, солнцу и звездам, чтобы поразмышлять над величием созданного Богом мира. Они погрязли в мелочных житейских делах, копошатся в них, как мыши в трухе. Басня эта учит нас быть благодарными тем, кто оказывает нам помощь. Господь исцелил 10 прокаженных, но только один пришел поблагодарить Его за исцеление. «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17: 11–19). Иисус Христос укоряет 9 неблагодарных прокаженных не потому, что Он нуждается в благодарности, а потому, что желает, чтобы человек никогда не забывал этого долга. Мы же должны благодарить Господа за великие и богатые милости, которыми он нас, грешных, одаривает ежедневно.

Итак, И.А. Крылов преподал читателям те нравственные истины, которые содержатся в евангельском учении и которым был научен русский народ Православной Церковью. После грехопадения Адама люди имеют поврежденную природу, и «ветхий» человек проглядывает и в современном homo sapiens. А поскольку человеческие пороки, которые осуждаются в баснях Крылова, неистребимы, то его басни никогда не утратят актуальности и злободневности. Петр Плетнев сказал о Крылове:

«На него никогда не пройдет мода, потому что успех его от нее никогда не зависел. Никто не откинет Крылова, кто читает для того, чтобы окрепнуть умом и обогатиться опытностью».

Мудрость басен Ивана Андреевича Крылова – на все века!


Мария Тоболова