ПОСТ РАДОСТИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Суровость погоды и послабления в посте

Архимандрит Иустин (Пырву)Архимандрит Иустин (Пырву)

Мы проходим замечательный пост радости Рождества Христова, такой красивый и так подходящий к суровому зимнему времени года. Вокруг сплошные ненастья: крепкий мороз, ветер, снег, какая-то немилость, суровость для тела. Видимо, поэтому канонические установления и дозволили нам некоторые послабления поста в субботу, воскресенье, разрешение на рыбу, наконец.

Почему установлены послабления в посте

Этим послаблениям необходимо дать объяснение. Потому что, братия мои, послабления в православной жизни даются для людей слабых. Не для тех, кто хочет по-настоящему потрудиться в прохождении поприща поста.

И опять же, в соблюдении поста есть много аспектов. Я могу поститься блистательно, есть фасоль, вкушать разнообразные угощения, принимать закуски с аперитивами, этот кулинарный изыск, пришедший к нам с незапамятных времен с Запада[1]. Ну, вот мы и готовим теперь всякие ухищрения… и уже не знаешь, уже не видишь нашей стародавней кукурузной лепешки, поданной с белой турецкой тыквой. Не увидишь и плацинду с яблоками и, наконец, с нашими былыми сливами, с рисом, когда мать в начале поста убирала посуду. Были такие глиняные миски, и она их складывала в красивую корзину и поднимала на чердак, а посуду похуже спускала оттуда. Деревянные ложки и все. Это делали у всех.

Вся семья должна поститься

Теперь думают: «Ну, мой ребенок еще маленький, он не может поститься». Поститься не может, а вот проказничать – он первый.

Теперь думают: «Ну, мой ребенок еще маленький, он не может поститься». Поститься не может, а вот проказничать – он первый

Пришла как-то мать на исповедь, и батюшка говорит ей:

– Смотри, чтобы у тебя весь дом постился.

– Но как это возможно? Ведь девочке всего 15 лет, она не может поститься!

А кто в субботу был на дискотеке? Тогда она шла со своей дочкой: «Елена, ты куда?» – «Пройдусь немного с подружкой…» Так, значит, для дискотеки она не мала? А для поста…

Как поститься по-настоящему

И вот так оно и делается. Выскажу вам еще такое соображение. Пост – это пост! Впрочем, нас не интересует, что вы едите. Но нас очень и весьма интересует, как вы подаете в пост еду. Потому что ты можешь есть, к примеру, скоромное, но есть очень умеренно, очень воздержно и вставать из-за стола с мыслью, что было бы неплохо съесть еще что-нибудь. И вот это «что-нибудь», если мы его не подаем, и означает пост. Если же мы часов в 12–13 пообедали, потом через полчаса (или за полчаса до обеда) съели еще ложечку еды или яблоко, каштан, банан, а потом скушали печеньку – и так целый день, то мы становимся такими же, какими в прежние времена были наши лошади, у которых перед дышлом висело такое подобие торбы. У каждой лошади была своя торба, она постоит немного, потом сунет голову в торбу, а там у нее всегда имелся овес, и давай хрустеть!

Риск аннулировать собственный пост

И вот нашему христианину все время, весь день подают еду, и он «постится»… Знайте, что в таком случае весь пост полностью аннулируется. Его уже нет! Стол должен накрываться в точное время, пост соблюдаться с великой строгостью, а в те часы, которые у тебя остаются от одного стола до другого, не надо ничего вкушать! Ведь только тогда и проявится немного воздержания. Ведь что такое, по сути, пост? Это воздержание. Теперь ты можешь есть, как мы сказали, а можешь и в день Пасхи поститься, когда говорят: «Возьми выпей чашу вина, возьми отведай 2–3 блюда», – но, как говорят святые отцы, всего понемногу. И тогда ты постишься всегда. И это характерная черта истинного христианина – всегда быть в состоянии бодрствования и внимания к себе во всех отношениях.

Стародавние обычаи

Сейчас наступают прекрасные праздники, связанные с нашими замечательными обычаями, со святителем Николаем – этим батюшкой подарков. Эти обычаи, которые издревле соблюдаются на радость нашим детишкам, становятся все ближе и ближе. Так объяви же и расскажи заранее о великом празднике! Так постное поприще и до святого Николая станет шире.

Знайте, что этот пост у нас самый красивый, самый взвешенный и самый отмеренный. Мы, румыны, например, испытываем два влияния: влияние греческое и влияние славянское. Ну ладно, поучились румыны и у одних, и у других – и в конце концов сформировали собственную группу. И для нас продолжает быть великим делом – навестить стариков, непраздных жен, детей, больных. Когда батюшка приходит в каждый дом и говорит: «Готовься к святым праздникам!» – к Пасхе, ко святому Петру, Рождеству Христову, Успению.

Пост как отдых души и тела

Еще есть люди, которые используют эти состояния старости и немощи как повод для послаблений в посте, но знайте, что это идет им во вред! Потому что пост, дорогие мои, рекомендуется всем, сверху и донизу! И в духовном мире, и в мире научном, от владыки и до последнего лаптя, от высшего образования до самого низшего – всем рекомендуется это состояние некоторого отдыха души и тела.

Знайте же, что для поста не существует болезней

– Но я не могу поститься, у меня ведь печень больная… у меня болят почки и сердце.

Так знайте же, что для поста не существует болезней. Равно как и болезнь существует не для того, чтобы пост наносил тебе вред.

Совесть, опыт и самообладание во время поста

Но мы исходим из той мысли, что мы больны, к тому же под руками у нас есть все. И даже если нам дает разрешение на послабление поста архиерей или священник, то у каждого все-таки есть своя совесть. И тогда, простите, в некоторой опасности оказывается и тот, кто разрешает, и тот, кому разрешают. Он говорит, дескать:

– Я не могу! Врач говорит, что я не могу поститься. Мне нельзя!

Поступай по совести, а не по тому, что диктует тебе тело

Хорошо! Но если этот врач воистину христианин и знает меру вещей, тогда знай, что он не скажет, чтобы ты ел скоромное, мясное и жирное во время поста при той болезни, которая у тебя есть. Если же он не христианин и никогда на опыте не знал ни болезни, ни поста, тогда, конечно же, скажет:

– Тебя нельзя поститься! Ешь!

Так что, если бы нас спасал врач, тогда наше спасение находилось бы в определенной опасности.

Поэтому поступай по совести, а не по тому, что диктует тебе тело, потому что как ты воспитаешь его, как сформируешь, так и будешь жить всю жизнь. Или будешь воспитывать его сдержанным, обузданным, и тогда сможешь направлять его, куда хочешь. Если же будешь делать ему послабления, давать разрешения, тогда оно будет вести тебя и наконец внезапно заведет тебя в пропасть и на Суд Божий не таким, каким ты должен быть, а таким, каким был в жизни.


Архимандрит Иустин (Пырву)