Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей

В корпусе на Крымском валу Государственной Третьяковской галереи в Москве состоялась рабочая встреча Главного хранителя музейных предметов ГТГ Татьяны Семёновны Городковой и древлехранителя Шахтинской епархии, старшего преподавателя ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, руководителя научной секции Ростовского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Ильи Геннадиевича Шаркова. Речь шла об исследованиях творческой деятельности в Александровске-Грушевском (название города Шахты до 1920 года) художника Николая Алексеевича Касаткина, которого современники называли «Некрасовым русской живописи» и последним передвижником, а также о связях Ивана Константиновича Айвазовского с Доном и Приазовьем, художественном вкладе великого мариниста в Таганрогскую часовню Императорского Православного Палестинского Общества.

Шахтинскую епархию, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты связывает научно-просветительское сотрудничество с ведущей картинной галереей страны. В декабре 2022 года в вузе было проведено просветительское мероприятие, посвящённое творчеству и личности выдающегося мастера и директора Государственной Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря с участием в видеоформате научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Ольги Дмитриевны Атрощенко, которое имело много положительных откликов в студенческой и общественной среде г. Шахты.

Сегодня Государственная Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект, куратором которого является Ольга Дмитриевна Атрощенко, который знакомит зрителей с разносторонним творчеством выдающейся художественной династии Васнецовых. В экспозицию вошли лучшие произведения Виктора Михайловича (1848–1926), Аполлинария Михайловича (1856–1933) и Андрея Владимировича (1924–2009). Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения его внука, Андрея Васнецова. В сопровождении музейного профессионала высочайшей квалификации Татьяны Семёновны Городковой епархиальный древлехранитель посетил интересную выставку в Новой Третьяковке.

Архитектор выставки Сергей Энверович Чобан превратил трёхуровневое пространство (залы первого и второго этажа плюс хоры) в поэтическую метафору города и мира. Наверху – небесный град, с эскизами фресок Виктора Васнецова для Владимирского собора в Киеве. Ниже, в центре, – «белый город», внутри которого – картины деревянного Кремля XVII века и Китай-Города, созданные Аполлинарием Васнецовым. По их улицам и торговым площадям бродят скоморохи и «медведчики» с мишками на цепи, поутру скачут гонцы, на Ивановской площади идет гулянье. И если скоморохи отчасти превращают картину в театральную сцену с декорациями деревянного Кремля, то «Гонцы», скачущие по узкой улочке крепости, выглядят вестниками беды. Тщательная продуманность этих акварелей и рисунков делают их похожими на реконструкцию.

Особенно ярок мир русских преданий и сказок, иллюстрированных Виктором Васнецовым. От первых работ, близких к передвижникам, художник ушёл в фольклор и историю. «Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы… Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило», –говорил Виктор Михайлович. Причём так получалось, что через исторические и сказочные образы художник тоже говорит о современности, но не в лоб, не в традициях тех же передвижников, а очень поэтично.

Интересной изюминкой выставочного проекта стали плоды коллаборации российского косметического бренда Natura Siberica и Государственной Третьяковской галереи, посвященные открытию выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». В залах, представляющих сказочные мотивы в творчестве выдающихся живописцев в специальных колбах-чашках представлены ароматы «тёмного» и «светлого» леса, в залах, экспонирующих фрески Виктора Васнецова для Владимирского собора в Киеве предложен ладанно-священный запах собора. Ароматы, ассоциативно погружающие зрителя в атмосферу, созданную художниками в XIX столетии, создают эффект присутствия в ряде сюжетов живописцев.

Епархиальный древлехранитель поблагодарил музейного профессионала высочайшей квалификации Т. С. Городкову за сотрудничество. Также, И. Г. Шарков рассказал о проведённой Шахтинской епархией и Администрацией г. Донецка в октябре выставке евлогий Святой Земли и Афона, имеющих художественную и историческую значимость, в рамках Вторых Международных Палестинских чтений в г. Донецке.

Татьяна Семёновна рассказала о позитивном опыте научно-просветительского взаимодействия структур Русской Православной Церкви и галереи.


Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей Сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей